Признательное показание обвиняемого может быть использовано в доказывании только при подтверждении его всей совокупностью собранных по делу доказательств.
Заключение эксперта – это письменно оформленный категорический вывод эксперта, в котором он на основании произведенного исследования в соответствии со своими специальными познаниями дает ответ на поставленные перед ним лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или судом вопросы.
Экспертиза – это производимое экспертом исследование тех или иных обстоятельств или вопросов, требующих специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле.
Эксперт – это сведущее лицо, специалист в области науки, техники, искусства или ремесла, привлеченный к участию в предварительном расследовании или судебном разбирательстве путем назначения экспертизы.
Не проводятся экспертизы по вопросам, требующим правовой оценки, так как следователь, орган дознания, прокурор и суд сами являются специалистами в области права и обязаны самостоятельно принять решение. Таким образом, предметом экспертизы являются любые специальные познания кроме собственно правовых.
Указанное положение, однако, не бесспорно, так как вопросы о том, нарушались ли, какие именно и кем специальные нормы, обеспечивающие, в частности, безопасность дорожного движения, могут ставиться перед экспертом.
Виды экспертиз (по предмету исследования):
· криминалистические (баллистическая, дактилоскопическая, трасологическая, почерковедческая и т.д.);
· судебно-медицинские (экспертиза трупа, экспертиза живых лиц, экспертиза по установлению возраста и т.д.);
· судебно-психологические;
· судебно-автотехнические;
· судебно-строительные;
· судебно-биологические;
· судебно-транспортные;
· судебно-искусствоведческие;
· товароведческие.
Экспертом может быть любое лицо, обладающее специальными познаниями, как работающее в экспертном учреждении, так и не работающее в нем. Специальные экспертные учреждения существуют в системе Минюста, МВД, Минобороны, Минздрава, ФСБ, Международного авиационного комитета.
Требования к заключению эксперта:
· экспертиза в уголовном процессе проводится только в рамках возбужденного уголовного дела и по соответствующему постановлению либо определению;
· эксперту должны быть разъяснены их права и обязанности, он должен быть до начала экспертизы предупрежден об уголовной ответственности за отказ от дачи заключения и за дачу заведомо ложного заключения (ст.ст. 308, 307 УК РФ);
· заключение эксперта носит личный характер, эксперты несут персональную ответственность за правильность использованных методик и достоверность выводов;
· заключение эксперта основывается только на непосредственно проведенных им исследованиях;
· заключение эксперта должно носить категорический характер:
а) категорический вывод о наличии / отсутствии каких либо обстоятельств;
б) категорический вывод о возможности / невозможности выполнения каких-либо действий;
в) вывод о невозможности дачи заключения на поставленный вопрос.
· эксперт вправе выйти за рамки поставленных в постановлении или определении вопросов, если считает это необходимым для обеспечения полноты и достоверности заключения;
· заключение эксперта – это всегда письменный индивидуально-определенный документ, имеющий самостоятельную структуру:
а) вводная часть (когда, где, кто, на каком основании произвел экспертизу и т.д.);
б) исследовательская часть (указываются вопросы и описывается процесс исследования);
в) выводы (ответы на поставленные вопросы).
Виды экспертиз (по порядку производства):
· простая, т.е. впервые проводимая экспертиза, порученная одному эксперту;
· комиссионная – экспертиза, порученная нескольким экспертам, обладающим специальными познаниями в одной или нескольких близких отраслях знания;
· комплексная, т.е. экспертиза, порученная нескольким экспертам, обладающим специальными познаниями в различных отраслях знания;
· дополнительная экспертиза назначается в случаях недостаточной ясности или полноты первоначального заключения эксперта; может быть поручена как тому же эксперту, так и другому;
· повторная экспертиза назначается в случае необоснованности либо сомнений в обоснованности первоначального заключения; такая экспертиза всегда поручается другому эксперту.
Вещественные доказательства – это предметы, которые служили орудиями преступления, или сохранили на себе следы преступления, или были объектами преступных действий обвиняемого, а также деньги и иные ценности, нажитые преступным путем, и все другие предметы, которые могут служить средствами к обнаружению преступления, установлению фактических обстоятельств дела, выявлению виновных либо к опровержению обвинения или смягчению ответственности. (ст. 83 УПК).
Виды вещественных доказательств:
· предметы, служившие орудием преступления (оружие, транспортные средства и т.д.);
· предметы, которые сохранили на себе следы преступления;
· предметы, которые были объектами преступления действий обвиняемого;
· деньги и ценности, нажитые преступным путем;
· все другие предметы, которые могут быть средствами доказывания.
Этапы введения вещественных доказательств в уголовный процесс:
· предмет должен быть обнаружен во время предусмотренного законом процессуального действия (осмотр, обыск, выемка и т.д.);
· обнаруженный предмет должен быть подвергнут осмотру;
· предмет должен быть по возможности изъят и упакован с соблюдением гарантий сохранности его доказательственных средств и качеств;
· в случае установления относимости к делу предмет должен быть приобщен к нему специальным постановлением.
Протоколы следственных и судебных действий – это перечисленные в ст. 87 УПК письменные акты, в которых лицо, производящее дознание, следователь, прокурор или суд в установленном законом порядке на основании непосредственного восприятия и наблюдения зафиксировали сведения о фактах, подлежащих доказыванию по делу.
Перечень протоколов-доказательств:
· обыска;
· осмотра;
· освидетельствования;
· выемки;
· задержания;
· предъявления для опознания;
· следственного эксперимента;
· судебного заседания;
Акты ревизий и документальных проверок специально в УПК не регламентируются. Ревизия и документальная проверка оформляются постановлениями (определениями) соответствующих контрольных органов, которые обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. В данном документе указываются обстоятельства, сделавшие необходимым производство ревизии (проверки), и какому органу она поручена, определяются вид ревизии, ее объем и порядок, формулируется задание и устанавливаются сроки ее проведения.
Акт ревизии или документальной проверки приобщается к делу в качестве документа-доказательства. Он должен содержать:
· описание и анализ использования данных;
· ссылки на нормативные и справочные материалы;
· оценку установленных фактов;
· данные об участниках ревизии или документальной проверки.
Отличие актов ревизий и документальных проверок от иных документов состоит в том, что они составляются по поручению правоохранительных органов и относятся лишь к финансово-хозяйственной деятельности.
Документы – справочные и удостоверительные данные, описания различных событий, процессов и лиц, данные о деловых операциях, клиентах и партнерах, статистические, учетные и отчетные данные, содержащиеся в банках компьютерной информации, независимо от материала их носителей.
Говоря о документах как о доказательствах, закон имеет в виду содержащиеся в них данные. Если документ имеет значение вещественного доказательства, его изъятие и приобщение осуществляются по правилам ст.ст. 70, 83–86, 170–179, 291 УПК.
Документ допустим как доказательство при наличии:
а) данных, указывающих на то, каким образом он попал в материалы дела (сопроводительное письмо, протокол в порядке ч. 2 ст. 70 УПК и т.д.);
б) установленных реквизитов служебных документов или данных о гражданине, от которого документ исходит;
в) указаний на источник осведомленности составителя (ссылки на название нормативного акта, номер и дату архивного документа, лиц, от которых получены данные, и т.д.).
При отсутствии таких данных его составитель может быть допрошен в качестве свидетеля.
1. Меры пресечения в системе мер процессуального принуждения.
2. Основания и порядок применения мер пресечения.
3. Виды мер пресечения.
1
Меры процессуального принуждения применяются в качестве способов воздействия на поведение участвующих в уголовном деле лиц. Полностью дать исчерпывающий перечень мер процессуального принуждения очень сложно, но возможно вывести их основные признаки:
· это всегда меры государственного принуждения;
· принуждение всегда осуществляется в рамках возбужденного уголовного дела;
· оно применяется только субъектами уголовного процесса, входящими в первую группу;
· применяются в отношении лиц, которые могут создать препятствия для нормального хода уголовного судопроизводства;
· цели мер процессуального принуждения вытекают из общих задач уголовного процесса;
· меры процессуального принуждения применяются только на основаниях и в порядке, предусмотренных законом;
· имеют особое содержание и характер, которые заключаются в ограничении в той или иной степени прав и свобод граждан.
Обычно меры процессуального принуждения делят на две большие группы:
– меры пресечения; – иные меры процессуального принуждения.
Меры пресечения четко сформулированы в главе шестой УПК. Основы применения мер пресечения даны в Конституции РФ (ст. 22, 25).
Признаки мер пресечения:
· носят превентивный характер;
· применяются только к обвиняемому или подозреваемому;
· носят длящийся характер;
· ограничивают права граждан на свободу и личную неприкосновенность;
· дают возможность производства предварительного следствия и судебного разбирательства в нормальном порядке, без воздействия со стороны неуполномоченных лиц.
Меры пресечения – это установленные законом меры государственного принуждения, с помощью которых путем ограничения личных прав и свобод обвиняемого и подозреваемого, получения имущественных гарантий, личного или общественного поручительства, а также наблюдения со стороны ответственных лиц устраняется возможность привлекаемого лица скрыться от предварительного расследования и суда, отлучаться без разрешения с места жительства или временного нахождения, пресекается, нейтрализуется и устраняется неправомерное противодействие со стороны обвиняемого установлению истины по делу, а также создается возможность исполнения приговора.
Вопрос о виновности при применении мер пресечения не решается. Эти меры носят предварительный характер. Система мер пресечения включает и более жесткие, и менее строгие меры, что дает возможность применять их индивидуально.
2
При выборе меры пресечения учитываются следующие обстоятельства:
· тяжесть совершенного преступления;
· юридическая квалификация обвинения;
· род занятий обвиняемого;
· возраст обвиняемого;
· состояние здоровья обвиняемого;
· семейное положение обвиняемого;
· другие обстоятельства, имеющие отношение к преступлению и лицу, привлекаемому в качестве обвиняемого (наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств).
Основания применения мер пресечения – это достаточные доказательства, подтверждающие вывод о том, что:
· имело место преступление, за которое может быть назначено наказание, предусмотренное УК РФ;
· установлено лицо, в отношение которого выдвинуто обвинение в совершении данного преступления;
· обвиняемый / подозреваемый может скрыться от следствия или суда, воспротивиться действиям по установлению истины или продолжить преступную деятельность;
· применение такой меры необходимо для обеспечения исполнения приговора.
Применение мер пресечения является правом, а не обязанностью органа дознания, следователя, прокурора или суда. О применении меры пресечения выносится мотивированное постановление, а в ряде случаев получается санкция прокурора. О применении меры пресечения суд выносит определение, санкция прокурора в данном случае не требуется. В случае отпадения необходимости применения меры пресечения она может быть изменена или отменена.
3
Подписка о невыезде – отобрание у обвиняемого или подозреваемого письменного обязательства не отлучаться с места жительства или временного пребывания без разрешения органа дознания, следователя, прокурора или суда. Оформляется, во-первых, мотивированным постановлением (санкция прокурора не требуется) и, во-вторых, письменным обязательством.
Личное поручительство состоит в принятии на себя заслуживающими доверие лицами в количестве не менее двух письменного обязательства о том, что они ручаются за надлежащее поведение и явку по вызову обвиняемого / подозреваемого. В случае нарушения условий данной меры поручители могут быть подвергнуты судебному штрафу в размере до 1 МРОТ.
Поручительство общественной организации представляет собой выдачу ею письменного обязательства о том, что это организация ручается за надлежащее поведение подозреваемого / обвиняемого и явку его по вызову. Оформляется постановление следователя и протоколом общего собрания данной организации.
Заключение под стражу (арест) – это лишение свободы обвиняемого / подозреваемого в условиях строгой изоляции на период предварительного расследования и суда. Данная мера пресечения оформляется мотивированным постановлением органа дознания или следователя, санкционированным прокурором, если она применяется судом – мотивированным постановлением судьи или определением суда.
Обязательным условием рассматриваемой меры пресечения является то, что она может применяться только к лицам, обвиняемым / подозреваемым в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
Нормы ст. 22 Конституции РФ о том, что заключение под стражу производится только по судебному решению носят перспективный характер и не вступили в законную силу. Право давать санкцию на заключение под стражу предоставлено Генеральному прокурору РФ и его заместителям, Главному военному прокурору и его заместителям, прокурорам субъектов РФ и к ним приравненным и их заместителям, прокурорам районов, городов и к ним приравненным.
Срок содержания под стражей ограничен 2 месяцами, но прокурор района по мотивированному постановлению следователя может продлить этот срок до 3 месяцев, прокурор субъекта РФ – до 6 месяцев, Главный военный прокурор и заместители Генерального прокурора – до 12 месяцев, Генеральный прокурор – до 18 месяцев. Дальнейшее продление срока содержания под стражей не производится за исключением случаев, когда это необходимо для ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела. В этом случае срок может быть продлен судьей суда субъекта РФ еще на 6 месяцев.
Срок содержания под стражей подсудимого не ограничен законом!
Ст. 2201 и 2202 УПК предусматривают возможность судебной проверки законности и обоснованности содержания под стражей.
При истечении срока содержания под стражей и отсутствии документов о его продлении начальник следственного изолятора вправе своим постановлением освободить обвиняемого из-под стражи.
Залог заключается в том, что в обеспечение явки обвиняемого или подозреваемого эти лица или в их интересах любые другие лица или организации вносят в депозит суда определенную сумму денег или ценностей. Эта мера пресечения также как и заключение под стражу применяется с санкции прокурора. О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю. Сумма определяется по конкретным условиям дела. В случае нарушений условий залога его сумма обращается в доход государства, а к обвиняемому применяется заключение под стражу.
Наблюдение командования воинской части. Спецификой данной меры пресечения является то, что она применяется только к военнослужащим, обвиняемым / подозреваемым в совершении преступления. Наблюдение военного командования состоит в применении к обвиняемому / подозреваемому мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, для обеспечения его надлежащего поведения и явки по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда. Командованию воинской части сообщается о существе дела, по которому избрана данная мера пресечения. Об установлении наблюдения за обвиняемым / подозреваемым командование воинской части в письменной форме уведомляет орган, применивший эту меру пресечения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15