Рефераты. Лекции по уголовному процессу






Признательное показание обвиняемого может быть использовано в доказывании только при подтверждении его всей совокупностью собранных по делу доказательств.

Заключение эксперта – это письменно оформленный категорический вывод эксперта, в котором он на основании произведенного исследования в соответствии со своими специальными познаниями дает ответ на поставленные перед ним лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или судом вопросы.

Экспертиза – это производимое экспертом исследование тех или иных обстоятельств или вопросов, требующих специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле.

Эксперт – это сведущее лицо, специалист в области науки, техники, искусства или ремесла, привлеченный к участию в предварительном расследовании или судебном разбирательстве путем назначения экспертизы.

Не проводятся экспертизы по вопросам, требующим правовой оценки, так как следователь, орган дознания, прокурор и суд сами являются специалистами в области права и обязаны самостоятельно принять решение. Таким образом, предметом экспертизы являются любые специальные познания кроме собственно правовых.

Указанное положение, однако, не бесспорно, так как вопросы о том, нарушались ли, какие именно и кем специальные нормы, обеспечивающие, в частности, безопасность дорожного движения, могут ставиться перед экспертом.

Виды экспертиз (по предмету исследования):

·       криминалистические (баллистическая, дактилоскопическая, трасологическая, почерковедческая и т.д.);

·       судебно-медицинские (экспертиза трупа, экспертиза живых лиц, экспертиза по установлению возраста и т.д.);

·       судебно-психологические;

·       судебно-автотехнические;

·       судебно-строительные;

·       судебно-биологические;

·       судебно-транспортные;

·       судебно-искусствоведческие;

·       товароведческие.

Экспертом может быть любое лицо, обладающее специальными познаниями, как работающее в экспертном учреждении, так и не работающее в нем. Специальные экспертные учреждения существуют в системе Минюста, МВД, Минобороны, Минздрава, ФСБ, Международного авиационного комитета.

Требования к заключению эксперта:

·       экспертиза в уголовном процессе проводится только в рамках возбужденного уголовного дела и по соответствующему постановлению либо определению;

·       эксперту должны быть разъяснены их права и обязанности, он должен быть до начала экспертизы предупрежден об уголовной ответственности за отказ от дачи заключения и за дачу заведомо ложного заключения (ст.ст. 308, 307 УК РФ);

·       заключение эксперта носит личный характер, эксперты несут персональную ответственность за правильность использованных методик и достоверность выводов;

·       заключение эксперта основывается только на непосредственно проведенных им исследованиях;

·       заключение эксперта должно носить категорический характер:

а) категорический вывод о наличии / отсутствии каких либо обстоятельств;

б) категорический вывод о возможности / невозможности выполнения каких-либо действий;

в) вывод о невозможности дачи заключения на поставленный вопрос.

·       эксперт вправе выйти за рамки поставленных в постановлении или определении вопросов, если считает это необходимым для обеспечения полноты и достоверности заключения;

·       заключение эксперта – это всегда письменный индивидуально-определенный документ, имеющий самостоятельную структуру:

а) вводная часть (когда, где, кто, на каком основании произвел экспертизу и т.д.);

б) исследовательская часть (указываются вопросы и описывается процесс исследования);

в) выводы (ответы на поставленные вопросы).

Виды экспертиз (по порядку производства):

·       простая, т.е. впервые проводимая экспертиза, порученная одному эксперту;

·       комиссионная – экспертиза, порученная нескольким экспертам, обладающим специальными познаниями в одной или нескольких близких отраслях знания;

·       комплексная, т.е. экспертиза, порученная нескольким экспертам, обладающим специальными познаниями в различных отраслях знания;

·       дополнительная экспертиза назначается в случаях недостаточной ясности или полноты первоначального заключения эксперта; может быть поручена как тому же эксперту, так и другому;

·       повторная экспертиза назначается в случае необоснованности либо сомнений в обоснованности первоначального заключения; такая экспертиза всегда поручается другому эксперту.

Вещественные доказательства – это предметы, которые служили орудиями преступления, или сохранили на себе следы преступления, или были объектами преступных действий обвиняемого, а также деньги и иные ценности, нажитые преступным путем, и все другие предметы, которые могут служить средствами к обнаружению преступления, установлению фактических обстоятельств дела, выявлению виновных либо к опровержению обвинения или смягчению ответственности. (ст. 83 УПК).

Виды вещественных доказательств:

·       предметы, служившие орудием преступления (оружие, транспортные средства и т.д.);

·       предметы, которые сохранили на себе следы преступления;

·       предметы, которые были объектами преступления действий обвиняемого;

·       деньги и ценности, нажитые преступным путем;

·       все другие предметы, которые могут быть средствами доказывания.

Этапы введения вещественных доказательств в уголовный процесс:

·       предмет должен быть обнаружен во время предусмотренного законом процессуального действия (осмотр, обыск, выемка и т.д.);

·       обнаруженный предмет должен быть подвергнут осмотру;

·       предмет должен быть по возможности изъят и упакован с соблюдением гарантий сохранности его доказательственных средств и качеств;

·       в случае установления относимости к делу предмет должен быть приобщен к нему специальным постановлением.

Протоколы следственных и судебных действий – это перечисленные в ст. 87 УПК письменные акты, в которых лицо, производящее дознание, следователь, прокурор или суд в установленном законом порядке на основании непосредственного восприятия и наблюдения зафиксировали сведения о фактах, подлежащих доказыванию по делу.

Перечень протоколов-доказательств:

·       обыска;

·       осмотра;

·       освидетельствования;

·       выемки;

·       задержания;

·       предъявления для опознания;

·       следственного эксперимента;

·       судебного заседания;

Акты ревизий и документальных проверок специально в УПК не регламентируются. Ревизия и документальная проверка оформляются постановлениями (определениями) соответствующих контрольных органов, которые обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. В данном документе указываются обстоятельства, сделавшие необходимым производство ревизии (проверки), и какому органу она поручена, определяются вид ревизии, ее объем и порядок, формулируется задание и устанавливаются сроки ее проведения.

Акт ревизии или документальной проверки приобщается к делу в качестве документа-доказательства. Он должен содержать:

·       описание и анализ использования данных;

·       ссылки на нормативные и справочные материалы;

·       оценку установленных фактов;

·       данные об участниках ревизии или документальной проверки.

Отличие актов ревизий и документальных проверок от иных документов состоит в том, что они составляются по поручению правоохранительных органов и относятся лишь к финансово-хозяйственной деятельности.

Документы – справочные и удостоверительные данные, описания различных событий, процессов и лиц, данные о деловых операциях, клиентах и партнерах, статистические, учетные и отчетные данные, содержащиеся в банках компьютерной информации, независимо от материала их носителей.

Говоря о документах как о доказательствах, закон имеет в виду содержащиеся в них данные. Если документ имеет значение вещественного доказательства, его изъятие и приобщение осуществляются по правилам ст.ст. 70, 83–86, 170–179, 291 УПК.

Документ допустим как доказательство при наличии:

а) данных, указывающих на то, каким образом он попал в материалы дела (сопроводительное письмо, протокол в порядке ч. 2 ст. 70 УПК и т.д.);

б) установленных реквизитов служебных документов или данных о гражданине, от которого документ исходит;

в) указаний на источник осведомленности составителя (ссылки на название нормативного акта, номер и дату архивного документа, лиц, от которых получены данные, и т.д.).

При отсутствии таких данных его составитель может быть допрошен в качестве свидетеля.

Тема № 5. Меры пресечения в уголовном процессе

1. Меры пресечения в системе мер процессуального принуждения.

2. Основания и порядок применения мер пресечения.

3. Виды мер пресечения.

1

Меры процессуального принуждения применяются в качестве способов воздействия на поведение участвующих в уголовном деле лиц. Полностью дать исчерпывающий перечень мер процессуального принуждения очень сложно, но возможно вывести их основные признаки:

·       это всегда меры государственного принуждения;

·       принуждение всегда осуществляется в рамках возбужденного уголовного дела;

·       оно применяется только субъектами уголовного процесса, входящими в первую группу;

·       применяются в отношении лиц, которые могут создать препятствия для нормального хода уголовного судопроизводства;

·       цели мер процессуального принуждения вытекают из общих задач уголовного процесса;

·       меры процессуального принуждения применяются только на основаниях и в порядке, предусмотренных законом;

·       имеют особое содержание и характер, которые заключаются в ограничении в той или иной степени прав и свобод граждан.

Обычно меры процессуального принуждения делят на две большие группы:

– меры пресечения;                                                                          – иные меры процессуального принуждения.

Меры пресечения четко сформулированы в главе шестой УПК. Основы применения мер пресечения даны в Конституции РФ (ст. 22, 25).

Признаки мер пресечения:

·       носят превентивный характер;

·       применяются только к обвиняемому или подозреваемому;

·       носят длящийся характер;

·       ограничивают права граждан на свободу и личную неприкосновенность;

·       дают возможность производства предварительного следствия и судебного разбирательства в нормальном порядке, без воздействия со стороны неуполномоченных лиц.

Меры пресечения – это установленные законом меры государственного принуждения, с помощью которых путем ограничения личных прав и свобод обвиняемого и подозреваемого, получения имущественных гарантий, личного или общественного поручительства, а также наблюдения со стороны ответственных лиц устраняется возможность привлекаемого лица скрыться от предварительного расследования и суда, отлучаться без разрешения с места жительства или временного нахождения, пресекается, нейтрализуется и устраняется неправомерное противодействие со стороны обвиняемого установлению истины по делу, а также создается возможность исполнения приговора.

Вопрос о виновности при применении мер пресечения не решается. Эти меры носят предварительный характер. Система мер пресечения включает и более жесткие, и менее строгие меры, что дает возможность применять их индивидуально.

2

При выборе меры пресечения учитываются следующие обстоятельства:

·       тяжесть совершенного преступления;

·       юридическая квалификация обвинения;

·       род занятий обвиняемого;

·       возраст обвиняемого;

·       состояние здоровья обвиняемого;

·       семейное положение обвиняемого;

·       другие обстоятельства, имеющие отношение к преступлению и лицу, привлекаемому в качестве обвиняемого (наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств).

Основания применения мер пресечения – это достаточные доказательства, подтверждающие вывод о том, что:

·       имело место преступление, за которое может быть назначено наказание, предусмотренное УК РФ;

·       установлено лицо, в отношение которого выдвинуто обвинение в совершении данного преступления;

·       обвиняемый / подозреваемый может скрыться от следствия или суда, воспротивиться действиям по установлению истины или продолжить преступную деятельность;

·       применение такой меры необходимо для обеспечения исполнения приговора.

Применение мер пресечения является правом, а не обязанностью органа дознания, следователя, прокурора или суда. О применении меры пресечения выносится мотивированное постановление, а в ряде случаев получается санкция прокурора. О применении меры пресечения суд выносит определение, санкция прокурора в данном случае не требуется. В случае отпадения необходимости применения меры пресечения она может быть изменена или отменена.

3

Подписка о невыезде – отобрание у обвиняемого или подозреваемого письменного обязательства не отлучаться с места жительства или временного пребывания без разрешения органа дознания, следователя, прокурора или суда. Оформляется, во-первых, мотивированным постановлением (санкция прокурора не требуется) и, во-вторых, письменным обязательством.

Личное поручительство состоит в принятии на себя заслуживающими доверие лицами в количестве не менее двух письменного обязательства о том, что они ручаются за надлежащее поведение и явку по вызову обвиняемого / подозреваемого. В случае нарушения условий данной меры поручители могут быть подвергнуты судебному штрафу в размере до 1 МРОТ.

Поручительство общественной организации представляет собой выдачу ею письменного обязательства о том, что это организация ручается за надлежащее поведение подозреваемого / обвиняемого и явку его по вызову. Оформляется постановление следователя и протоколом общего собрания данной организации.

Заключение под стражу (арест) – это лишение свободы обвиняемого / подозреваемого в условиях строгой изоляции на период предварительного расследования и суда. Данная мера пресечения оформляется мотивированным постановлением органа дознания или следователя, санкционированным прокурором, если она применяется судом – мотивированным постановлением судьи или определением суда.

Обязательным условием рассматриваемой меры пресечения является то, что она может применяться только к лицам, обвиняемым / подозреваемым в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Нормы ст. 22 Конституции РФ о том, что заключение под стражу производится только по судебному решению носят перспективный характер и не вступили в законную силу. Право давать санкцию на заключение под стражу предоставлено Генеральному прокурору РФ и его заместителям, Главному военному прокурору и его заместителям, прокурорам субъектов РФ и к ним приравненным и их заместителям, прокурорам районов, городов и к ним приравненным.

Срок содержания под стражей ограничен 2 месяцами, но прокурор района по мотивированному постановлению следователя может продлить этот срок до 3 месяцев, прокурор субъекта РФ – до 6 месяцев, Главный военный прокурор и заместители Генерального прокурора – до 12 месяцев, Генеральный прокурор – до 18 месяцев. Дальнейшее продление срока содержания под стражей не производится за исключением случаев, когда это необходимо для ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела. В этом случае срок может быть продлен судьей суда субъекта РФ еще на 6 месяцев.

Срок содержания под стражей подсудимого не ограничен законом!

Ст. 2201 и 2202 УПК предусматривают возможность судебной проверки законности и обоснованности содержания под стражей.

При истечении срока содержания под стражей и отсутствии документов о его продлении начальник следственного изолятора вправе своим постановлением освободить обвиняемого из-под стражи.

Залог заключается в том, что в обеспечение явки обвиняемого или подозреваемого эти лица или в их интересах любые другие лица или организации вносят в депозит суда определенную сумму денег или ценностей. Эта мера пресечения также как и заключение под стражу применяется с санкции прокурора. О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю. Сумма определяется по конкретным условиям дела. В случае нарушений условий залога его сумма обращается в доход государства, а к обвиняемому применяется заключение под стражу.

Наблюдение командования воинской части. Спецификой данной меры пресечения является то, что она применяется только к военнослужащим, обвиняемым / подозреваемым в совершении преступления. Наблюдение военного командования состоит в применении к обвиняемому / подозреваемому мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, для обеспечения его надлежащего поведения и явки по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда. Командованию воинской части сообщается о существе дела, по которому избрана данная мера пресечения. Об установлении наблюдения за обвиняемым / подозреваемым командование воинской части в письменной форме уведомляет орган, применивший эту меру пресечения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.