Рефераты. Сравнительно-сопоставительная характеристика отечественных и зарубежных учебно-методических комплектов (на среднем этапе обучения)






Учебный комплект представляет собой систему дидактических средств

обучения по конкретному предмету (при ведущей роли учебника), создаваемую в

целях наиболее полной реализации воспитательных и образовательных задач,

сформулированных программой по этому предмету и служащих всестороннему

развитию личности учащихся .

УМК состоит из учебника (включающего книгу для чтения ), книги для

учителя, набора грампластинок, комплекта учебно-наглядных пособий,

комплекта грамматических таблиц, диафильмов, кинокольцовок и

кинофрагментов. С помощью этого комплекса (особенно, учебника и книги для

учителя) задается в конкретном виде (а не декларативно, как в программе)

иерархия целей обучения (конечные цели каждого года обучения, промежуточные

цели, задачи по теме – серии уроков, задачи отдельного урока, звена внутри

уроков), а также задается содержание и структура учебного материала,

"программирующих" педпроцесс, т.е. организацию деятельности учителя и

учащихся и находят конкретную реализацию методы обучения.

Среди всех средств обучения вообще (и даже внутри комплекса вообще)

именно учебник составляет центральное звено, опосредующее деятельность

учителя и учащихся. Учебник является главным, непосредственно данным

учащимся и учителю в руки системы обучения. Учебник организует как

деятельность учащихся, так и через книгу для учителя – деятельность

учителя, воплощая в себя инструмент их взаимодействия. Именно поэтому

учебник не отделим от книги для учителя.

Таким образом, мы рассматриваем учебник как микромодель всей системы

обучения в целом, как отражают все ее компоненты: цели, содержание,

структуру учебного материала, педпроцесса (различные формы деятельности

учителя и учащихся), методы, а также другие средства обучения. Будучи

средством для внедрения в практику целей обучения, его содержания и

методов, учебник наряду с другими средствами обучения выступает как система

их реализации.

Какими требованиями должен отвечать учебник, чтобы обеспечить

успешное овладение иностранным языком в процессе обучения. Требования

неоднократно рассматривались в отечественной методической литературе, в

связи с чем можно отметить наличие различных точек зрения на решение

данного вопроса. Основные требования к современному учебнику иностранного

языка:

. системность и комплектность: в дидактическом плане общая структура учебно-

воспитательного процесса представлена двумя основными подсистемами:

1. подсистемой, организующей деятельность учащегося, которая

материализуется с помощью учебника иностранного языка и

некоторых пособий ;

2. подсистемой, которая управляет работой учителя благодаря

специальному методическому пособию и целому ряду

вспомогательных средств, используемых учителем на уроке и во

внеклассной работе. Следовательно, суть первого требования

сводится к необходимости создания неизолированного от прочих

средств обучения учебника, а учебника, который бы явился

ядром всей системы вспомогательных средств обучения;

. необходимость учета особенностей этапа обучения: все три этапа

обучения имеют специфические, лингвистические, психологические и

методические особенности, которые необходимо учитывать при создании

учебных пособий ;

. преимственность материала учебника: учебник должен быть построен

таким образом, чтобы последующие тексты и упражнения опирались на

предыдущие, чтобы они повторяли и развивали дальше ранее изученный

материал с целью успешного формирования, закрепления и

совершенствования речевых умений и навыков;

. учет особенностей родного языка: отбирая языковый материал и модели

речевой коммуникации, а также разрабатывая виды упражнений,

необходимо уделять особое внимание тем иноязычным явлениям, которые

либо совсем отсутствуют в родном языке, либо существенно отличаются

от соответствующих явлений в нем ;

. научно-обоснованный подход: в связи с перегрузкой учебника учебным

материалом отбор минимумов языкового материала (лексики,

грамматики, фонетики) и речевых умений является не только

актуальным, но и совершенно обязательным ;

. речевая направленность учебных материалов: не отрицая большого

значения усвоения языкового материала, следует, однако, с первых

уроков неуклонно наращивать удельный вес упражнений,

предназначенных для формирования и развития речевых умений ;

. концентрическое и циклическое построение учебных материалов: при

таком подходе одно и тоже грамматическое явление изучается

последовательно несколько раз, но каждый новый раз с нарастающей

глубиной охвата изучаемого объекта (например, тема "артикль"

изучается в нескольких классах со все нарастающей сложностью).

(Ляховицкий : 1981 ; 64 – 70).

Вывод: я считаю, что современный учебник "L`oiseau bleu" издательства

"Просвещение", а также зарубежные учебники "Frequence jeunes" издательства

"Hachette" отвечают всем требованиям, какими должен обладать учебник . Для

учебников характерна четкая рубрикация, броские сигнальные обозначения .

Все рубрики имеют свое постоянное место, что помогает учащимся легко

ориентироваться в учебнике. В учебнике используются различные виды

иллюстрированного материала, что повышает мотивацию, усиливается эффект

ситуативности . Очень широко представлен аутентичный материал: афиши,

объявления, схемы метро, карты Парижа, газеты, фотографии. Иллюстрации

делают изложение материала наглядным, порой дополняют или заменяют часть

текста. Большое внимание уделяется использованию цвета. Он играет роль

дополнительного ориентира для выделения временных форм глаголов,

лексического материала, заголовков, рамок. Очевидно, целенаправленное

введение цвета, как средства акцентировки, помогает учащимся в работе с

учебником. Существует определенная система в подаче правил: справочные

материалы (грамматические справочники, словари) находятся в конце учебника.

В дополнение к учебнику "Frequence jeunes" создана тетрадь упражнений.

Таким образом в системе УМК функциональную нагрузку частично берут на себя

отдельные средства обучения – справочники, тетради для самостоятельной

работы, хрестоматии, но учебник рассматривается как ядро всей системы

вспомогательных средств обучения

1.2. Функции учебника в процессе обучения .

Рассмотрение любых теоретических проблем школьного учебника

невозможно вне четкого представления о его педагогической целевой

предназначенности в школьном учебнике не может быть ничего случайного,

того, что, целенаправленно не служило бы решению определенных учебно –

воспитательных задач, стоящих перед школой, не помогало бы учителю в

реализации этих задач .

Наиболее полно функции учебника представлены в книге Д.Д.Зуева

"Школьный учебник", где учебник наделяется дидактическими и педагогическими

функциями .

Под дидактической функцией учебника понимается целенаправленно

сформированные его свойства (качества) носителя содержания образования и

основного книжного средства обучения, наиболее полно отвечающие целевому

назначению учебника в процессе реализации содержания образования в условиях

развивающего и воспитывающего обучения (Зуев : 1983 ; 58) .

Современный учебник как носитель содержания образования,

определенного школьной программой для обязательного усвоения с учетом

возрастных и иных особенностей учащихся, является полуфункцией . Ему

присущи следующие дидактические функции :

. информационная: учебник является основным источником обязательной

для усвоения учащимся информации . Информационная функция

рассчитана достижение в процессе обучения просвещенческого

образовательного эффекта (сдвига в обученности учащихся), лишь на

основе которого могут произойти сдвиги в развитии и воспитании

школьников ;

. трансформационная: связана с преобразованием, переработкой научно-

теоретических, мировоззренческих, художественно-ценностных и других

знаний, включаемых в учебник в порядке воплощения, уточнения и

конкретизации государственной учебной программы. Основными

направлениями трансформации содержания предмета обучения при

переводе его на уровень учебного материала являются:

1. обеспечение доступности содержания для данной возрастной

категории ;

2. установка связей изученного материала с жизнью, с практикой ;

3. оптимальная активизация учения школьников путем введения

элементов проблемного изложения, усиления занимательности и

эмоциональной выразительности материала ;

. систематизирующая: обеспечение строгой последовательности изложения

учебного материала в систематизированной форме . Строгая логика

изложения учебного материала, обеспечение глубокой внутренней

взаимосвязи его элементов на всех уровнях, четкая линия

межпредметных связей, продуманная система вопросов, заданий,

аппарата ориентировки,- все это помогает реализовать данную функцию

школьного учебника;

. интегрирующая: учебник обеспечивает помощь в усвоении в качестве

единого целого знаний, приобретенных учащимися из различных

источников . Тем самым современный учебник располагает реальной

возможностью последовательно формировать методы научного

исследования, воспитывать у учащихся умения самостоятельно

оценивать факты, перерабатывать всю ту массу информации, которая к

ним поступает ;

. координирующая: одна из принципиальных особенностей учебника

современной школы заключается в том, что он, в силу своего

назначения в системе средств обучения, является ядром, вокруг

которого группируются все другие учебные средства. В настоящее

время значение этой функции все более возрастает на фоне более

широкого применения технических средств в процессе обучения,

создания системы УМК при обучении иностранному языку;

. закрепления и самоконтроля: являясь носителем определенного,

обязательного учебного материала, учебник призван всемерно

облегчать учащимся усвоение и закрепление этого материала, помогать

ему самостоятельно восполнить пробелы в знаниях и умениях;

. развивающе-воспитательная: содействует активному формированию

важнейших черт гармонически развитой личности (Зуев : 1983 ; с.59)

.

Разные авторы по-разному трактуют проблему функций школьного

учебника. А.З.Рахимов, автор логико-психологической концепции разработки

школьных учебников, считает, что учебник должен нести не новые знания, а

содержать проблему имеющую общественно-значимую ценность, которая будет

захватывать ученика, перерабатываться умом и сердцем. Учебная книга должна

быть ориентирована не на заучивание понятий, она должна также формировать

мотивы учения, самостоятельность, ответственность, творческое отношение к

учению .Данная концепция выделяет следующие функции учебника :

. мировоззренческая: формирование убежденности в том, что данное

явление может быть познано и объяснено, в том, что знания об

окружающем мире могут быть объективными и верными ;

. синтезирующая: призвана формировать целостное представление о мире

и целостную творческую личность ученика. Это может быть достигнуто

путем синтеза в одном учебнике знаний из разных областей, в том

числе естественных и гуманитарных наук;

. ценностно-ориентационная: усиливает гуманитаризацию образования,

обеспечивает широкий интеллектуальный фон, на котором может

развертываться процесс самообразования. Эта функция реализуется,

когда научно-технический стиль мышления становится ценностью или

выступает средством ориентировки и способом отношения учащегося к

внешнему миру. При успешной реализации этой функции учебника

произойдет переоценка учащимися ценностей окружающего мира, когда

на первый план выступают богатый окружающий мир человека, средства

саморазвития – увлечение наукой, культурой, спортом (Рахимов: 1991;

с.59).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ :

. общеобразовательная: реализуется путем специального вооружения

школьников знаниями методических принципов, методами познания

предмета и умения сознательно применять их в учебно-познавательной

деятельности ;

. развивающая: развитие познавательной потребности, положительной

мотивации, целепомогающей учебной активности и творческих

способностей учащихся ;

. воспитательная: развитие отношения к научным знаниям как средству

рациональной организации своей учебной деятельности и источнику

самообразования, формирование развивающей системы самоконтроля и

самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки (Рахимов: 1991;с. 31-33).

Мы видим, что у разных авторов, функции, которыми должен обладать

учебник, различны . Несомненно, что все они справедливы, но наиболее часто

встречаются информационная, трансформационная, функция систематизации,

закрепления и контроля, самообразования, интегрирующая,координирующая

функции .

Наиболее разработанной в дидактическом отношении и методическом

воплощении можно считать информационную функцию. Учебники иностранного

языка, до последнего десятилетия делали акцент на способы формирования

иноязычных знаний о стране и в значительно меньшей степени обеспечивали

формирование практических навыков и умений .

В теории учебника совокупность функций называют комплексом или

системой педагогических функций современного учебника. Ни одна из функций

не может выполнять в полной мере свое назначение вне комплекса. Например,

функция систематизации связана почти со всеми функциями. Каждая из функций

имеет воспитательную направленность – развитие умения мыслить, учит красоте

и стройности изложения мысли, вооружает предпосылкой для осуществления

других функций.

Вывод: таким образом, каждый учебник не может обладать строго

определенными функциями, они могут варьироваться в зависимости от типа

учебного предмета, дидактической концепции и активных целей процесса

обучения.

1.3. Структура и содержание учебника .

Учебник можно рассматривать как систему. Всякая система состоит из

взаимосвязанных элементов, неразложимых в ее пределах. Все остальное,

приложенное к системе, представляется аксессуарами, предназначенными

восполнить недостатки системы. Если учитывать, что учебник предназначен

объединять в единое целое цели, принципы, содержание и методы обучения, то

можно считать, что учебник есть материализованная система обучения, система

обучения, единицами которой является организованные учебные действия

учащихся, ограниченные по времени, учебным целям и учебному материалу, т.е.

упражнения. Следовательно, неразложимыми в пределах учебника элементами

системы выступают упражнения, которые и должны использоваться в качестве

"строительного материала" учебника, в качестве единицы его содержания.

Содержание учебника можно представить как соответствующим образом

организованный учебный материал, средства-субституты и иллюстрации. Под

содержанием можно понимать и градуированную систему доз языкового

материала, выражающего заданное предметное содержание, и систему учебных

действий по формированию речевых навыков и умений, воплощенную в систему

упражнений, предназначенную для становления того или иного ВРД.

Взаимосвязанные упражнения, составляющие единую систему, не могут

реализовывать все функции учебника. Отсюда необходимость дополнить

содержание учебника справочным материалом. Кроме того, стимулирующая

функция учебника обычно подкрепляется иллюстрированным материалом. Таким

образом, есть все основания говорить, что в понятие содержания учебника

входят упражнения, справочный материал и иллюстрированный материал (Миньяр-

Белоручев: 1990; 59).

Расположение материала в любом учебнике должно подчиняться

определенным правилам, то есть учебник должен обладать структурой .

Структура современного учебника состоит из двух слагаемых: тексты и

вне текстовые компоненты. В учебниках по различным предметам различают

несколько видов текстов: основные, дополнительные, пояснительные.

Основные тексты играют ведущую роль в учебниках. Это может быть

текст литературного произведения, или изложения конкретных исторических

событий. Это то, что ребенку надо знать, запомнить, выучить.

Для того, чтобы материал был убедительным, доказательным, лучше

запомнился, авторы учебников прибегают дополнительным текстам. Это

документы, хрестоматийные материалы, ссылки на ярлыке, примеры, материалы

для необязательного изучения.

Пояснительные тексты – это примечания, разъяснения, словари,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.