новыми модельными фразами и ЛЕ, так как весь этот материал учащиеся
воспринимают на слух. Затем они учатся понимать на слух усвоенный материал
в ходе работы над учебными диалогами. Навыки аудирования развиваются и
совершенствуются в процессе усвоения тем устной речи, когда учащиеся
слушают высказывания учителя, а также своих товарищей в форме рассказов,
диалогов, сообщений.
Задачи учителя при обучении аудированию заключаются:
o В подготовке учащихся к аудированию ;
o Предъявлении текста учащимся ;
o В проверке понимания содержания прослушанного текста.
Учитель предупреждает учащихся о том, что они будут слушать текст,
записанный на грампластинку, и что они должны понять этот текст и ответить
на вопросы по его содержанию. Прослушивать текст можно два раза.
2.4.2. Говорение .
Обучение говорению в 8–м классе осуществляется как и ранее: по схеме;
от диалогической речи к монологической .
Работа по обучению указанным формам речи проводится в определенной
последовательности:
1. В начале устно усваиваются модельные фразы и ЛЕ. Процесс обучения
проводится вопросно – ответным способом в разных режимах учебной
работы . Это дает учащимся возможность сразу же участвовать в
элементарном акте общения .Все вопросы и ответы учителя и учащихся
должны соотноситься с учебными ситуациями .
2. Затем учащиеся овладевают умением использовать в диалоге разные
формы реплик, выражающих просьбу, приказание, приглашение,
согласие, отказ, переспрос, дополнения. Учитель формирует у
учащихся навыки и умения инициативно задавать вопросы и отвечать
на них с первого предъявления. Большое значение на этом этапе
имеет использование всевозможных учебных диалогов и рассказов,
ролевых игр.
3. Далее учащиеся учатся применять усвоенный материал в развернутых
речевых высказываниях. При этом широко используются опоры в виде
образцов речи учителя в диалогической и монологической формах.
Следует заметить, что эти образцы не должны заучиваться наизусть.
Они лишь показывают, какими должны быть объемы и примерное
содержание их собственных высказываний. Широко применяются также
схемы – планы.
4. В итоге учащиеся овладевают умением самостоятельно вести диалоги и
строить высказывания по предлагаемым вербальным ситуациям, без
опоры на образцы речи учителя.
К 8-му классу объем материала, накопленный за первые три года,
позволяет широко организовать работу по темам устной речи. Общая
программная тематика: "Ученики и его ближайшее окружение", "Наша страна",
"Страна изучаемого языка".
2.4.3. Чтение .
В 8-м классе продолжается работа по дальнейшему совершенствованию
механизма чтения, при этом главной задачей является развитие навыка чтения
про себя с непосредственным пониманием читаемого.
Чтение про себя направлено на "вычитывание содержания" из текста, на
извлечение из него смыслового материала, информации. Для этой цели
необходимо развивать умение читать не по словам, а по синтагмам,
комплексным синтаксическим единствам, что облегчает понимание.
Формирование навыка чтения про себя с непосредственным пониманием
читаемого осуществляется учащимися, как по учебнику так и при работе с
текстами для домашнего чтения. Учащиеся заводят словари, в процессе работы
со словарями учащиеся запоминают часть слов, с которыми они знакомятся в
текстах. Слова усваиваются благодаря их повторяемости в текстах. Таким
образом накапливается пассивный словарь учащихся . Создание и расширение у
учащихся пассивного запаса лексики составляет одну из важных задач обучения
чтению, так как за счет этой лексики возможно сократить число незнакомых
слов в читаемых текстах и обеспечить чтение текстового материала с
непосредственным пониманием.
Работу с текстами для чтения рекомендуется проводить следующим
образом:
1. Учитель заранее дает учащимся задание по домашнему чтению.
2. Учащиеся читают предложенный материал, стараясь понять его
содержание.
3. Прочитав тот или иной текст, учащиеся выполняют задания к этому
тексту.
4. Учитель осуществляет проверку выполнения заданий 2-3 раза в
четверть, основная цель этой проверки должна быть направлена на
выяснение понимания учащимися содержания прочитанных текстов. В
ходе работы учащиеся перечисляют факты или события, имеющие место
в текстах, дают характеристику действующим лицам и их поступкам и
так далее.
2.4.4. Письмо .
Письмо не является целью обучения в средней школе. Небольшой объем
письменных упражнений на 4-ом году обучения используется в процессе
домашней работы в качестве вспомогательного средства для совершенствования
орфографических навыков. Все письменные упражнения построены на языковом
материале, предварительно отработанном в устной речи и чтении.
2.5. Система упражнений для формирования навыков и умений речевой
деятельности в учебнике "L`oiseau bleu-3"
Обилие упражнений – характерная черта учебников иностранного языка,
так как формирование навыков и умений невозможно без организации
повторительных действий. Повторение как способ учения реализуется в
упражнении. Можно дать следующее определение упражнениям: "Под упражнением
понимают целеустремленное, определенным образом организованное,
многократное повторение действия, направленное на овладение этим действием,
на совершенствование способов его выполнения" (Салистра: 1966).
Для формирования навыков и умений нужно иметь не одно, а много
упражнений, и эти упражнения должны быть взаимообусловлены, другими словами
одно упражнение должно подготавливать другое, а это другое – учитывать
материал, отработанный в предыдущих упражнениях. Система упражнений –это
практическая основа системы обучения. Ее можно определить как
организованные и взаимообусловленные действия учащихся, направлены на
достижения конкретной учебной цели при формировании навыков и умений
(Миньяр–Белоручев: 1990; 77). Система упражнений обладает следующими
характеристиками :
o Научность – ознакомление с языковым материалом, действия с ним в
трансформационных, подстановочных, переводных и других
тренировочных упражнениях и активизацию языкового материала в
речевых и псевдоречевых упражнениях;
o Взаимообусловленность – каждое упражнение должно подготавливать
последующее, в котором учитывается отработанный в предыдущих
упражнениях материал;
o Последовательность и доступность – систему упражнений можно
представить в виде пирамиды, в основании которой находятся
упражнения, отрабатывающие отдельные навыки, выше – упражнения для
тренировки нескольких групп навыков, и венчают которую упражнения
для тренировки того или иного вида речевой деятельности. Кроме
того, каждое следующее упражнение должно быть доступно учащимся;
o Повторяемость речевых действий и языкового материала;
o Коммуникативная направленность системы упражнений – упражнения
необходимы именно для формирования речевых навыков и умений. Они
служат коммуникативным целям, то есть позволяют общаться пои
помощи языка.
Система упражнений, неформирующая навыков или умений, бессмысленна.
Если одна из выше перечисленных характеристик отсутствует, система
упражнений превращается в комплекс или серию (Миньяр–Белоручев: 1990; 76).
Что же касается классификации упражнений, то разные авторы выделяют
различные их виды: в зависимости от того, для тренировки какого вида
речевой деятельности (имитация, субституция, трансформация, репродукция,
продукция). Учебные упражнения могут быть коммуникативными и
некоммуникативными.
Учебники о которых идет речь ("L`oiseau bleu 3", "Le francais")
являются учебниками устной речи, следовательно, их материал должен состоять
из простых, но фактически употребительных в современном устном общении
языковых единиц. Все то, что усваивает учащийся из учебника и его
упражнений, должно быть пригодно для непосредственного использования в
устном общении. К системе упражнений, составляющих главное содержание
учебника устной речи, предъявляются следующие минимальные требования :
o Упражнения должны быть преимущественно устными, количество
письменных упражнений не должно превышать 20% от общего объема
устных упражнений в данном учебнике;
o Каждое упражнение должно представлять собой ряд совершенно
однотипных заданий, включающих одну трудность (структуру, знак,
элемент произношения и так далее);
o Каждое упражнение и его элементы должны быть доступны и достаточно
легки для выполнения;
o Все упражнения и диалоги учебника устной речи (вместе с
необходимыми пояснениями) записываются на магнитофонную ленту или
грампластинки с тем, чтобы сделать возможной самостоятельную
работу учащихся над звуковым материалом;
o Среди упражнений, выполняемых в классе, необходимо предусмотреть
игровые и сценические упражнения, являющиеся необходимой составной
частью любого этапа работы над устной речью.
Тенденция доминирования коммуникативных упражнений довольно четко
прослеживается в учебнике "L`oiseau bleu –3", так как основным принципам
учебника является принцип ситуативности: все лексические и грамматические
явления включаются в какую –то ситуацию, и почти все упражнения, даже
грамматические представляют собой не набор изолированных фраз, а связный
контекст. Как известно повторение является базовым упражнением
(Миньяр–Белоручев: 1990; 146), отрабатывающим такие механизмы речевой
деятельности как речевой слух (происходит слушание иностранной речи),
память (повторение требует удержания в голове звуковых комплексов),
артикуляцию (необходимость повторять иностранные слова), вероятностное
прогнозирование (неоднократное прослушивание или чтение различных текстов
приводит к возникновению логических или вербальных связей). Но надо
учитывать, что необходимость многократного повторения не должна порождать
скуку, поэтому авторы учебника настаивают на использовании различных
игровых форм тренинга .
Для формирования словарного запаса детям предлагаются упражнения
такого типа, как, например: сгруппировать данные слова по темам, вспомнить
слова на определенную тему, устранить ЛЕ, не относящиеся к данной теме,
завершить цепочку слов, объединенных тематической общностью, соединить
антонимические пары, заполнить тематический кроссворд. Синтагматические,
контекстуальные связи слов отрабатываются в упражнениях на подстановку и
комбинаторику.
Следует сразу сделать важное замечание – в учебнике содержится
примерно треть всех упражнений, необходимых для усвоения материала .Каждая
порция грамматических правил сопровождается упражнениями, которые также
носят коммуникативный характер. Материал текстов позволяет при помощи
вопросно-ответных упражнений и опорных схем, построенных на ключевых
словах, тренировать школьников в составлении краткого монологического
высказывания.
ВЫВОД: Основываясь на этом, можно сделать следующий вывод: о
системе упражнений в учебнике "L`oiseau bleu –3 " можно говорить
как о "системе" в прямом смысле этого слова, так как здесь
присутствуют самые различные виды упражнений :
o По аспектам языка – лексические, грамматические;
o По ВРД – упражнения в говорении, аудировании, чтении,
письме;
o Коммуникативные и некоммуникативные упражнения;
o Подготовительные и практические упражнения;
o По видам учебной деятельности – ознакомительные,
тренировочные, поисковые;
o По форме речи – устные и письменные;
o По количеству уроков – одно- и двух язычные;
Упражнения взаимообусловлены, наблюдается повторяемость речевых
действий и языкового материала, система упражнений носит
коммуникативную направленность.
2.6. Система упражнений для формирования навыков и умений речевой
деятельности в учебнике "Le francais"
Учебный процесс в 8-м классе осуществляется на базе упражнений,
направленных на формирование навыков и умений устной речи и письменной
речи. Это упражнения по аудированию, говорению, чтению и, ограниченно,
письму.
Большинство занятий начинается с упражнения на чтение, содержащего,
новый языковой материал, который уже отработан устно, но впервые
встречается в чтении. Затем следуют предречевые упражнения, тексты для
чтения, языковые упражнения, задания для тренировки навыков устной речи.
Домашние упражнения (devoir) предусматривают задания в устной речи, чтении,
письме. Вот основные задания всех устных и письменных упражнений,
содержащихся в учебнике:
1. Lisez le texte et repondez aux questions, dites si les phrases qui
la suivent correspondent a son contenu ;
2. Lisez et faires des phrases avec les mots…..;
3. Recopie les phrases et remplace les points par les verbes…..;
4. Fais les phrases par ecrit;
5. Aujoutez aux verbes suivants le prefix …etc;
6. Fais le resume du texte.
Задания, как на усвоение лексического, так и грамматического
материала однообразны, по сравнению с учебником "L`oiseau bleu 3". Учителю
необходимо самому дополнять учебник разнообразными заданиями, особенно
упражнениями на формирование грамматических навыков и навыков говорения.
Для примера могут служить упражнения, содержащиеся в учебнике "L`oiseau
bleu –3"(сгруппировать слова на тему, соединить антонимические пары,
дополнить тематический кроссворд и так далее …).
Задания при работе с текстами необходимо разнообразить, так как они
однообразны и неинтересны для учащихся. В отличии от учебника "L`oiseau
bleu-3", где содержатся разнообразные задания, которые позволяют при помощи
вопросно–ответных упражнений и опорных схем, построенных на ключевых
высказывания, что не позволяет учебник "Le francais ".
Таким образом, можно сказать, что в учебнике содержится или есть в
наличии комплекс или серия упражнений . Это не система, так как она не
отвечает всем требованиям, которыми должна обладать система . Например,
отсутствует коммуникативная направленность, последовательность в системе
упражнений . Если в УМК "L`oiseau bleu –3" основной принцип- это
ситуативность: все лексические и грамматические явления включаются в какую-
то ситуацию, и почти все упражнения представляют собой связный контекст, а
не набор изолированных фраз как в УМК "Le fraincais".
2.7. Сравнительная характеристика отечественных
учебно-методических комплектов .
С методических позиций основной характеристикой нового УМК ("L`oiseau
bleu –3") является его коммуникативная направленность, то есть процесс
преподавания нацелен на развитие максимально возможных умений общения на
французском языке, реальное владение языком .
Методика "Le fraincais" Шапко, Слободчикова имеет воспитательные и
образовательные задачи обучения, а затем уже практические цели, которые
направлены на овладение учащимися основными ВРД (аудирование, говорение,
чтение), таким образом письмо не является целью обучения в средней школе.
Небольшой объем письменных упражнений используется в процессе домашней
работы для совершенствования орфографических навыков.
Новые методические концепции УМК основываются на принципе
взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности (В УМК "L`ooseau
bleu-3" входит еще сборник упражнений). Особое внимание в них уделяется
развитию навыков устной речи на материале французского разговорного языка в
его жанровой разновидности (интервью, социологический опрос – анкета,
статья журнала и так далее).
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ .
В методике "Le fraincais" главной задачей механизма чтения является
развитие навыка чтения про себя с непосредственным пониманием прочитанного.
Чтение про себя направлено на извлечение из текста смысловой информации.
Для этой цели необходимо развивать умения читать не по словам, а по
синтагмам, комплексным синтаксическим единствам, что облегчает понимание.
Новые методики предусматривают на базе одного текста обучение разным
видам чтения: поисковому, чтению с пониманием содержания, чтению с полным
пониманием прочитанного, то есть расширяет процесс обучения чтению. И все
эти виды чтения очень важны при работе с текстом, в зависимости от цели,
которую мы ставим перед собой при работе с текстом. Умение овладеть ими
может облегчить нашу работу. Иногда, нам не обязательно понимать весь
текст, а лишь найти, извлечь необходимую информацию. Текст уже разделен на
отдельные смысловые фрагменты, позволяющие четче представить его
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10