Рефераты. Сравнительно-сопоставительная характеристика отечественных и зарубежных учебно-методических комплектов (на среднем этапе обучения)






языков, что облегчит ассимиляцию форм и их употребление, а также

предупредит неверное понимание.

Этапы работы над материалом урока развития диалогической речи,

изучения грамматики можно резюмировать при помощи таблицы:

|I-ere etape |II-eme etape|III-eme |IV-eme etape|V-eme etape |VI-eme etape|

| | |etape | | | |

|Sensibilisat|I-ere ecoute|2-eme ecoute|3-eme ecoute|Exploitation|Prolongement|

|ion | |(version |(version | |s |

|Anticipation|(version |fragmentee) |rapide) | | |

| |rapide) | | | | |

| | |Уточнение |Упражне-ния | | |

| | |смысла |на проверку | |Коллектив-ны|

|Знакомство с|Проверка | |понимания |Упражне-ния |й пересказ |

|ситуацией с |предполо-жен| | |и задания из| |

|опорой на |ий | | |учебника | |

|иллюстра-цию| |Работа над | | |"Исчезающий |

| | |фонетикой | |Работа над |текст" или |

| |Обобщение | | |граммати-кой|изложение |

| |понятого | | | |Подготовка к|

| | |Воспроиз-вед| | |работе над |

| | |ение групп | |Ролевая игра|следующим |

|Общие |Новые |реплик, | | |уроком |

|предполо-жен|предполо-жен|введение | | | |

|ия о смысле |ия |новой | | | |

|диалога | |лексики | | | |

| | | | | | |

| | | | | | |

II . Урок работы с аутентичными материалами, формирование навыков и

умений чтения и письма .

12 уроков странички "Magazine" имеют своей целью - формирование

навыков чтения, развитие мышления при выполнении заданий раздела "ecritur".

Понимание прочитанного текста опирается на уже полученные знания, опыт,

интуицию и так далее . Учащиеся выступают в роли активных читателей,

которые наблюдают, формулируют идеи, мысли, чтобы понять текст . Сначала,

текст читается про себя, слова и грамматический материал вводятся уже после

прочтения текста .

Этапы урока :

1 . Восприятие и предугадывание.

На этом этапе необходимо :

А) выяснить знаком ли сюжет текста учащимся? Что они знают о нем?

Чтобы хотели узнать? Кто авторы? Кому посвящен?

Б) установить жанр текста (письмо, интервью, литературный текст и так

далее);

В) распознать функциональное назначение текста, опираясь на родной

язык учащихся, используя аутентичную статью учебника и дополнительный

материал ;

Г) высказать предположение о содержании текста, опираясь на название,

дополнительные материалы, ключевые слова и жизненный опыт учащихся.

2. Индивидуальное чтение "про себя".

Каждый ученик пытается разобраться самостоятельно, опорой для него

будет функциональное назначение текста и ранее выдвинутые предположения

относительно смысла. Учитель должен:

o Читать текст вслух, так как текст предназначен для

самостоятельного чтения и не должен становиться объектом устной

презентации;

o Объяснять перед чтением незнакомые слова и грамматические обороты.

В этом случае учащиеся становились все более и более зависимыми от

"учителя-словаря и грамматического справочника". Понимание текста

не сводится лишь к его языковым аспектам.

3. Коллективный анализ текста .

При помощи вопросов надо попытаться :

А) выяснить главную мысль текста и каждого из абзацев;

Б) расположить главные мысли в логическом порядке;

В) найти местоимения, выражения, словосочетания, представляющие

одного и того же героя и ту же мысль ;

Г) отыскать конкретную информацию, подтверждающую главную

мысль;

Д) найти смысл неизвестных слов;

Е) проверить предположения относительно смысла и так далее.

4. Этап после текстовой работы (depassement ) .

Можно сравнить различные пересказы текста, исправить неточный

пересказ, попытаться " читать между строк " ( выразить идеи авторов ),

сравнить материал, документ, статью с аналогичными образцами в своей стране

.

5. Письменная речь .

Письменная речь зависит от предлагаемых заданий :

o осмысление коммуникативной ситуации .

Нужно требовать, чтобы учащиеся описали ее и устно перед письменной

работой .

o отбор и организация запомнившихся фактов .

Можно воспользоваться самыми различными способами : сводки, таблицы и

так далее .

o самостоятельная письменная работа ( даже, если впоследствии

членов группы попросят объединить их в связный текст).

o проверка .

Этапы работы с аутентичным материалом можно резюмировать при помощи

таблицы:

|Восприятие и |Индивидуаль-но|Коллектив-ный |Упражнения и |Письмо |

|предугадыва-ни|е чтение |анализ текста |задания | |

|е | | | | |

|Просмотровое |Чтение (за |Более точное |Из учебника |Подготови-тель|

|чтение |определенный |понимание. |или по |ные задания. |

|(surnol) : |промежуток | |усмотрению | |

|рассматрива-ни|времени) |Выводы. |учителя. |Самостоятель-н|

|е иллюстра- |сопровожда-етс| | |ая письменная |

|ции, анализ |я обобщением |Обобщения. | |работа. |

|заголовков . |понятого. | | | |

| | | | |Оценка. |

|Попытка |Создание | | | |

|определить |опорных | | | |

|коммуника-тивн|моментов для | | | |

|ую ситуацию. |последующе-го | | | |

| |чтения | | | |

|Гипотезы о | | | | |

|содержании | | | | |

|текста. | | | | |

III. Повторительно-обобщающий урок ("Philomene").

Урок предлагает задания, позволяющие повторить приобретенные

лингвистические навыки предыдущих уроков . Филомена-подросток 14 лет,

оказавшаяся в банальной ситуации, она развлекает учащихся своими

действиями, всегда непредвиденными. Комикс сопровождается лишь упражнениями

"Vrai ou faux" или несколькими вопросами на проверку понимания и заданиями

странички "Jeux de mots". В этот урок входит и страничка под названием

"Rappelez-vous", где вкратце описаны те грамматические навыки и

коммуникативные умения, которыми учащиеся должны овладеть в процессе

изучения блока уроков. Эта страничка может использоваться в качестве

справочника.

IV. Контрольный урок.

Через 16 уроков проводится контрольный урок, где присутствует

контроль лингвистических навыков. Но, с другой стороны, эти уроки нельзя

назвать контрольными в полном смысле этого слова, так как у детей есть

возможность подготовить ответы заранее. Но они могут самостоятельно

выполнить те упражнения, которые направлены на усвоение тех знаний, где они

больше испытывают затруднения.

Контроль упражнений осуществляется всем классом, при этом можно

проверить знания у каждого ученика. После уроков 16, 32 и 48 проводится

контроль коммуникативных навыков.

Существует 2 типа оценки и контроля:

А) оценка результатов, достигнутых учащимися за какое-то время, так

называемая совокупная или результативная (sommative) оценка, которая

позволяет увидеть успехи, достигнутые за это время, определить достигнутый

уровень. Такие уроки могут быть использованы в качестве контрольных

четвертных уроков;

Б) контроль, направленный на то, чтобы увидеть пробелы в знаниях

учащихся и помочь их вспомнить. Этот вид контроля носит название

формативный или воспитательный (formative), и, именно, этому виду авторы

учебника "Frequence jeunes-2" отдают преимущество. Формативный контроль

имеет следующие формы:

o постоянное наблюдение за учащимися на уроке;

o небольшие проверочные работы;

o выработка навыков самооценки.

Таблица оценки устной речи .

|ПАРАМЕТРЫ |КОЛИЧЕСТВО |

| |БАЛЛОВ |

|1.Коммуникативность: | |

|ориентировка в ситуации общения и точность информации; |0 – 2 |

|логичность и связность речи; | |

|творчество и оригинальность. |0 – 2 |

|2. Языковое качество: |0 – 1 |

|грамматическая и лексическая точность; | |

|произношение; |0 – 2 |

|легкость и темп речи, естественность, идиоматическое |0 – 2 |

|выражение. | |

| |0 – 1 |

| |Максимальное |

| |количество 10 |

| |баллов. |

Таблица оценки письменной речи.

|ПАРАМЕТРЫ |КОЛИЧЕСТВО |

| |БАЛЛОВ |

|1. Коммуникативность: | |

|ориентировка в ситуации общения и выбор информации; |0 – 4 |

|читаемость написанного (intelligibilite): организация текста,| |

|логичность, связность; |0 – 4 |

|творчество и оригинальность; | |

|2. Языковое качество : |0 – 2 |

|грамматическая точность; | |

|лексическая точность; |0 – 3 |

|презентативность : четкость, орфография, написание заглавных |0 – 2 |

|букв и пунктуация, разделение на абзацы; |0 – 3 |

|оригинальность. | |

| |0 – 2 |

| |Максимальное |

| |количество 20 |

| |баллов. |

Таким образом, обучение по УМК " Frequence jeunes-2"

o ориентировано на формирование навыков и умений устной и письменной

речи ;

o основано на наблюдении, идентификации, отборе, формулировке

гипотез и их проверке ;

o базируется на сочетании структурного, функционального и

коммуникативного подходов, то есть придается значение как форме,

так и функции и содержанию .

3.3. Система упражнений для формирования навыков и умений в УМК

"Frequence jeunes-2".

УМК включает разнообразные виды упражнений . По способам учения или

видам учебной деятельности учащихся (ознакомление, повторение, поиск) можно

выделить: ознакомительные, ознакомительно-поисковые, тренировочные,

тренировочно-поисковые и поисковые упражнения . Эта классификация основана

на тех или иных признаках, вычленяемых в упражнениях: назначение, аспекты

языка, место выполнения и так далее. Однако все эти признаки недостаточно

существенны, так как они не отражают его сути. Суть упражнения заключается

в повторительных действиях, а не просто в действиях вообще, а в тех из них,

которые формируют навыки и умения, помогают усвоить языковой материал.

Признаки таких действий существенны для упражнения, а существенные признаки

лежат в основе типологии упражнений. И если в классификации, основанной на

второстепенных признаках, выделяются роды и виды упражнений, то в

классификации, основанной на существенных признаках, можно говорить о типах

упражнений. ( Миньяр-Белоручев: 1990; 69). Я считаю, что здесь можно

выделить упражнения и из первой классификации (по способам учения или видам

учебной деятельности), так и типы упражнений.

Деление упражнений по типам производится на основе типологии,

предложенной Р.К. Миньяром-Белоручевым, в основе которой положены признаки

действий саморазвития, связанные с врожденными рефлексами саморазвития, к

которым физиологи школы Л.П.Павлова относят: рефлекс подражания, рефлекс

игры, свободы, исследовательский рефлекс. Соответственно, можно выделить 4

типа упражнений: имитативно-репродуктивные, игровые, сугестивные, проблемно-

поисковые .

В отличие от УМК "L`oiseau bleu-3" данный УМК имеет тетрадь (Cahier

d`exercise ), где предлагаются задания к урокам основного учебника. В

основном это тренировочные упражнения:

- Mettez les verbes entre parentheses au subjonctif;

- Completez les phrases avec des comparatifs;

- Completez avec les verbes entre parenthese au passe compose;

- Completez avec "c`est-ce sont" ou "il, elle est-ils, elles

sont ".

Трансформационные упражнения:

- Transformez en interrogation indirecte;

- Remplacez les mots en italique par un pronom en ou le, la,

les;

- Dis-le a l`imperatif;

- Mettez en valeure les mots en italique.

Важное значение имеют тренировочно-поисковые упражнения:

- Completez le dialogue avec les verbes entre

parentheses a l`imparfait ou au passe compose;

- Terminez les phrases en utilisant …..

- Completez avec les verbes suivants a l`imparfait.

Учебник содержит репродуктивные и продуктивные упражнения:

- Posez d` abord une question avec "lequel" et repondez-y;

- Recrivez les phrases avec des articles indefinis;

- Jouez ces scenes avec votre voisine.

Продуктивные упражнения:

- Faites un rapport;

- Inventez votre avenir;

- Cherchez des arguments pour et contre la ville et la

campagne.

Нужно отметить обилие проблемно-поисковых заданий:

- Mots crioses;

- Chassez l`intrus!

- Trouvez dans la bande-dessinee les mots correspondant

aux definitions suivantes.

Обычно работа над материалом начинается с имитационных упражнений,

затем тренировочные, подстановочные и трансформационные на закрепление

нового материала, и только после их- проблемно-поисковые, вопросно-

ответные, репродуктивные и продуктивные.

Система упражнений обладает следующими характеристиками:

1. коммуникативная направленность;

2. взаимообусловленность упражнений;

3. повторяемость речевых действий и речевого материала;

4. в основе лежит принцип от " простого к сложному", "от общего

к частному";

5. опора на ситуативность и контекстность речи, что характерно

для прямого метода обучения иностранным языкам.

ВЫВОД : Система упражнений УМК "Frequence jeunes-2" содержит

упражнения на развитие навыков и умений всех видов

деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо.

Каждому уроку соответствует комплекс упражнений, куда

входят упражнения для формирования фонетических,

грамматических, лексических навыков. Система упражнений

характеризуется обилием проблемных заданий, побуждая

учащихся к поиску, который является наиболее эффективным

способом учения. Присутствие элемента поиска, который

является наиболее эффективным способом учения объясняется

тем, что УМК разработан с учетом познавательного подхода,

при котором уделяется большое внимание именно мыслительным

процессам субъекта при обучении иностранным языкам.

3.4. Содержание и структура УМК "Le Nouveau sans frontieres-2".

УМК "Le Nouveau sans frontieres-2" предназначен для подростков и

учащихся старшего возраста, имеющих языковую подготовку. В УМК, состоящем

из 3-х частей, предусматриваются 2 уровня обучения.

Цель первого уровня обучения по учебнику состоит в том, чтобы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.