–ефераты. Ќародные традиции в современном костюме






диапазон применения народного здесь ограничен: это лишь элементы

покроя народного костюма, общий характер формы, в частности, подобной

форме рубахи, ткани пестротканые или набивные, с рисунком,

напоминающим рисунком крестьянских полотен.

Такие элементы не подавляют служебный характер одежды, они

вносят особую теплоту в официальный костюм. Ќо, несмотря на то,

что традиции народного костюма находят место в решении служебной

одежды, их доля в моделировании невелика.

1.2.2. ƒомашн€€ одежда

?азначение домашней одежды - создавать человеку условия для

занятий и отдыха дома, в семье. Характер выражения утилитарной и

эстетической функции здесь иной, чем в одежде для службы. Домашняя

одежда должна быть удобной по форме и покрою, сочетать в себе

черты декоративности, нарядности, быть приятной для окружающих и

соответствовать индивидуальности человека. ?ешение домашней одежды

может быть более смелым и разнообразным по форме, цвету и тканям.

^звестно разделение домашней одежды на три подгруппы: 1/ одежда для

сна, для утреннего и вечернего туалета, 2/ одежда для домашней

работы, 3/ одежда для отдыха.

?роектирование и массовый выпуск домашней одежды всех трех

подгрупп обусловили бы эстетический вид домашнего костюма. ?днако

имеющиеся материалы свидетельствуют о том, что преимущество

разрабатывались модели одежды лишь одной подгруппы - одежды для

домашней работы. ?оделей домашней одежды для отдыха совсем немного.

В проектировании домашней одежды используют формы разного стиля

- классического, спортивного, фантазийного. Для изготовления одежды

применяются ткани хлопчатобумажные, льняные, штапельные, полушерстяные.

?ни могут быть гладкокрашеными, пестро крашенными, набивными, с

фактурной выработкой. Цветовое решение домашней одежды может быть

как нюансным, так и контрастным. В качестве отделок здесь

применяются оборки, бейки, машинная и ручная вышивка.

Функциональная обусловленность домашней одежды, возможность

использования множества форм, материалов, разнообразных цветов и

отделок позволяет при моделировании допустить большую степень

восприимчивости домашней одежды к народным мотивам. ?апример, в

домашнем костюме используются традиционные элементы покроя рубах,

приемы расположения декора, характерные цветовые сочетания белого с

красным, красного с синим. ~ироко применяются набивные ткани с

рисунками по народным мотивам, а также такие детали, как платки,

шали, покрывала.

^спользование народных мотивов в моделировании домашней одежды

носит характер избирательности, совпадающей с общей тенденцией.

?апример, в 40-х - начале 50-х годов больше всего перерабатываются

покрой рубах и украшение вышивкой, в конце 50-х - начале 60-х

годов - "народный" узор набивных тканей. fладкая ткань часто

сочетается с набивной купонной, отделывается тесьмой, бахромой,

напоминая способы украшения народных одежд.

Если оценивать способность домашней одежды ассимилировать

народные мотивы, то она окажется значительно большей, чем у

служебной одежды. ?равда, такое положение вещей наблюдается не

всегда. ?апример, в 1945-1955 годах использование народных мотивов в

моделировании одежды для службы оказывается количественно большим,

чем в моделировании домашней одежды. До некоторой степени это можно

объяснить тем, что в 1945-1955 годах домашнюю одежду не выделяли

столь четко из легкого платья.

?б использовании народных мотивов в моделировании домашней

одежды в 1962-1966 годах сказать ничего нельзя, так как в этот

период на страницах "Журнала мод" модели домашней одежды не

помещаются.

1.2.3. ¬ерхн€€ одежда

? верхней одежде относятся костюмы, плащи, пальто, полупальто,

пелерины. Деление верхней одежды на зимнюю, демисезонную, летнюю

оказывает влияние на выбор мотивов, применяемых для ее

моделирования. ?днако фактором, определяющим специфику преломления

традиций народного искусства при проектировании моделей верхней

одежды, является весь комплекс средств, обуславливающих ее

изготовление. Верхняя одежда отличается от легкого платья большей

строгостью форм, лаконизмом декора. В ее решении, как правило, не

допускаются яркая вышивка, излишняя декоративность, пестрота. ?то

обусловлено и сферой применения верхней одежды, и значительно

большей продолжительностью употребления. ?оделирование верхней одежды

производится средствами архитектоники. ?ластическая форма строится

конструктивными линиями.

Возможности отражения народных мотивов в моделировании верхней

одежды несколько иные, чем в моделировании легкого платья. В

моделировании верхней одежды, прежде всего, логично ожидать

отражения характерных особенностей покроя народного костюма. Здесь мы

видим переработку элементов покроя не только народной верхней

одежды: поддевки, бекеши, свиты, но и рубах. ?апример, в конструкции

моделей верхней одежды, относящихся к 40-м годам, неоднократно

повторяется мотив квадратной проймы и рукава на манжете, который в

описаниях моделей фигурирует как "русский рукав". В начале 50-х

годов модели верхней одежды несут следы переработки конструкции

верхней народной одежды - часто повторяется мотив свиты, бекеши,

черкески, чохи.

С 1954 по 1961 года, в период ослабления интереса к народному

искусству, в моделировании верхней одежды почти не наблюдается

использования народных мотивов, зато впоследствии почти на протяжении

10 лет моделирование верхней одежды активно перерабатывает

традиционное. Современные модели несут и едва заметные, и явные

признаки покроя русских поддевок, тулупов, верхней одежды народов

?рибалтики, ”краины, —редней Изии. ?роме использования элементов покроя

и характерных силуэтных линий, возрождается традиционное стремление

к утилитарности, сочетающеес€ с красотой. ?онкретное выражение этих

традиций в современной верхней одежде проявляется в применении

удобных и теплых меховых головных уборов, платков и подшлемников,

надевающихся под головной убор.

?роцесс использования народных мотивов в моделировании верхней

одежды неравномерен. Впервые они были широко применены в то время,

когда элементы покроя русской рубахи /квадратная пройма рукавов/

нашли возможность трансформироваться в моделях пальто /1947 год/.

Форма и покрой верхней женской одежды того времени - прямой

силуэт с расширенными плечами - оказался восприимчивым к

извлеченным из народного наследия мотивам.

?озднее, когда произошли изменения в форме пальто и прямой

силуэт сменился силуэтом с облегающим лифом и расширенным низом,

его архитектоника дала повод для использования конструктивных

особенностей народной верхней одежды.

?ечто подобное наблюдается и в 60-х годах, когда после

довольно длительного господства прямой формы в верхней одежде

появился покрой редингот - пальто полуприлегающей формы, слегка

расширенное к низу.

В моделировании современных пальто наиболее разнообразно

варьируются мотивы русской бекеши и поддевки: криволинейный крой

спинки и полочек, прилегание в области талии, расширение формы в

низу. ?ти особенности достаточно прочно утвердились в моде. ?ни

удачно сочетаются с чертами некоторой жесткости конструктивных линий

пальто.

?тражение народных мотивов в моделировании верхней женской

одежды занимает значительно большее место, чем в моделировании

служебной и домашней одежды.

1.2.4. ќдежда дл€ отдыха и спорта

В моделировании одежды для спорта и отдыха использование

мотивов декоративного народного искусства занимает большое место.

?аиболее распространенными видами спорта у нас являются: зимой

- лыжи, коньки, летом - теннис, игры с мячом, водный спорт туризм.

?аждый вид спорта вносит свою специфику в решение костюма,

зависящую от условий и среды, в которых проходят спортивные занятия

и активный отдых человека.

Спортивные костюмы для того или иного вида спорта отличаютс€

друг от друга конструктивным построением, цветовым решением,

характером декора. Силуэт, линии спортивной одежды, цветовое решение,

ритмика и пропорции должны выражать сущность спортивных занятий,

подвижность динамичность. Для изготовлени€ спортивных костюмов

употребляются и обычные одежные ткани, и специальные ткани и

материалы для спорта, и трикотажное полотно.

Спортивный костюм должен быть удобным, практичным и красивым.

?стетические функции в спортивном костюме играют значительную роль.

?то объясняется тем, что спортивный костюм - одно из средств

оформления особой обстановки, в которой происходит спортивные занятия

человека. Спортивный костюм должен способствовать желанию человека

получить удовольствие от досуга, так или иначе связанного с

природой, с ее красками, цветом неба, зелени или снега. ?та связь

осуществляется за счет применения в решении спортивных одежд ярких

красок, контрастных тонов, придающих костюму декоративность и

красочность.

?еобходимость обеспечения подвижности предполагает применение

покроя, который не стеснял бы движения человека.

Требования, предъявляемые к решению спортивного костюма, можно

свести к двум основным: красочность и удобство. ?ти же качества

характерны для народного искусства. ?е случайно в моделировании

спортивного костюма постоянно используются традиционные черты костюма

народного. Спортивная одежда очень легко и органично "усваивает"

характерный крой, встречающийся в конструкции народных рубах - крой

рукавов с ластовицей, цельнокроеной с рукавом. ?стати сказать,

модельерами Дома моделей спортивной одежды прочно взят на

вооружение прямой рубашечный рукав с цельнокроенной ластовицей. ?н

оказался незаменимым в куртках для лыжников, альпинистов.

В моделировании современной спортивной одежды часто используются

приемы распределения декора, известные в народном костюме, - Четко

выделяющиеся участи на груди, плечах, полосы на рукавах, вдоль швов.

?аиболее активно, особенно в последнее время, в моделировании

спортивной одежды применяется традиционный колорит, основанный на

сочетании как простых тонов /например, красного с белым или синим/,

так и более сложных /например, синего с фиолетовым, малиновым/. ?ри

этом цветовая композиция современных спортивных костюмов или

напоминает народные костюмы ритмом и пропорциями цветовых площадей,

или берет от народного только принцип гармонии цвета.

?ародный колорит, а вместе с ним и оригинальность сообщается

современному спортивному костюму путем применения для его отделки

таких украшений, как шнуровые петли, плетеные и кожаные застежки,

кисти, бахрома, пояса.

?ародный костюм как источник моделирования спортивной одежды

всегда занимал значительное место. ^звестно, например, что в 40-х

годах 70-80% моделей спортивной одежды несли следы использования в

их создании черт народного костюма. Даже в 50-е годы, когда

интерпретаци€ народных мотивов в моделировании одежды была сведена

почти на нет, художественное решение спортивного костюма создавалось

на базе традиций народного костюма.

В последнее время использование мотивов народного костюма в

моделировании спортивной одежды не только не затухает, но и

усиливается. Если сравнивать спортивный костюм по использованию

народных мотивов в процессе моделирования с другими видами одежды,

то можно заметить, что он опережает в этом одежду для службы,

домашнюю и верхнюю.

1.2.5. Ќар€дна€ одежда

? группе нарядной одежды относятся платья, платья- костюмы,

ансамбли. ?арядность одежды, прежде всего, проявляется в форме -

она всегда обострена, динамична. ?арядная одежда более чем какой -

либо другой ее вид выражает новое в моде. Ткани, из которых

изготавливается нарядная одежда, очень разнообразны по сырью,

строению, фактуре, цвету и рисунку. ^х внешний вид служит, как

правило, цели украшения человека. В этом заключается основная функция

нарядной одежды - функция эстетическая. Утилитарная функция в

нарядной одежде играет второстепенную роль.

?арядность одежды достигается разными средствами - лепкой

пластической формы, применением вышивки, контрастных материалов,

использованием разнообразных отделок. В первом случае используется

такое продуктивное средство, как крой. ?арядная одежда может быть

очень сложной по крою. В большинстве своем это так называемые

активные формы, построенные на сопоставлении масс.

Вышивка и различные отделки открывают большие возможности

придавать нарядность платьям нейтральных форм, простых по

конструктивному строю. ?тим формам свойственна строгость стилевого

решения, относящая их к формам прямоугольника или трапеции.

?собенность нарядной одежды заключается в том, что она должна

выражать и подчеркивать индивидуальность человека. Само назначение

такой одежды исключает тиражирование. Здесь можно провести параллель

с народным костюмом: ни один образец народного костюма не повторяет

в точности другой ни в деталях покроя, ни в отделке, несмотря на

то, что все они конструктивно и декоративно построены по одним и

тем же принципам.

?ассмотренные выше функции и свойства нарядной одежды, а также

опубликованный материал позволяют говорить о большой восприимчивости

нарядной одежды к использованию народных мотивов при моделировании.

?оиски новых решений нарядной одежды в большинстве своем построены

на воплощении идей, возникших в результате контакта с народным

искусством. ?то сказывается в тематике и в способах ее

интерпретации. ?апример, при моделировании нарядной одежды используются

элементы покроя народных рубах, верхней одежды, включение в

композиционное решение современных вещей отдельных деталей, взятых от

народного искусства - платков, покрывал.

В наибольшей степени применяются элементы покроя верха народных

рубах: прямые линии, проймы, полики, ластовицы, форма рубашечного

рукава, членение формы платьев конструктивными вертикальными линиями

посередине или швами, начинающимися от поликов. ?т народных рубах

заимствован также элемент объемности самой формы: нарядные платья

часто делались со сборками от кокетки, имели напуск над поясом, как

у подпоясанной рубахи.

В последние годы распространился мотив косоворотки. В

моделировании нарядной одежды особенно часто применяется вышивка,

отличающаяся многообразием вариантов не только количества и

расположения узора, но и технических приемов отделки. Вышивка

характеризуется богатством вышивальных швов, основанных на технике

вышивки народных рубах, на приемах отделки сарафанов, верхней одежды.

В моделировании нарядной одежды многократно использовалась

форма, силуэт и особенности конструкции русских сарафанов. ?тражение

получили такие особенности элементов покроя русских сарафанов, как

членение по вертикальным линиям - по средней линии и линиям,

расположенным симметрично относительно центра, построение формы с

участием высокой кокетки, бретелей высокой конфигурации. ?ыли

использованы приемы распределения вышивки на сарафанах - например,

вышивку располагали вдоль центрального шва, по линиям кокетки, на

бретелях. Заимствование особенностей покроя и декора русских

сарафанов позволило создать новую стройную форму одежды,

выразительную и подвижную.

?т верхней народной одежды в проектах нарядных вещей

воплощаются не сами элементы покроя /линии как таковые/, а скорее

их эмоциональное звучание, обусловливающее остроту восприятия формы.

Такие явления можно наблюдать в решении многих моделей, например, в

упоминавшейся ранее модели костюма, в основу которой положена

динамика линий русской душегреи.

Если сравнивать использование народных мотивов в моделировании

одежды нарядной и других видов, то можно отметить, что отражение

—траницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © ¬се права защищены
ѕри использовании материалов активна€ ссылка на источник об€зательна.