–ефераты. Ќародные традиции в современном костюме






в рвботе художников модельеров также немного - от 10 до 15%.

В1960 году народный костюм почти забыт, его трансформация в

проектировании бытового костюма достигает всего 7%. Затем наблюдается

оживление работы над наследием прошлого (в 1963 году - 55%). Если

проследить за отражением мотивов народного искусства в период 1965-

1968 года, то можно увидеть, что процесс этот более или менее

стабилен.

?ричины, почему в отдельные промежутки времени количество

моделей, созданных по народным прототипам, возрастает вдвое и даже

втрое по сравнению с количеством на предыдущем хронологическом

этапе, а затем снова колеблется в средних пределах, - разные. Все

они связаны с теми или иными событиями в жизни нашего общества.

?дной из причин, стимулирующих явление активного использования

народного искусства в моделировании в 40-х годах, было чувство

патриотизма, усиленное победой в Великой ?течественной войне. ?отивы

утверждения национального достоинства нашли свое отражение в

литературе, драматургии, музыке. Вполне естественно видеть их отражение

и в таком виде искусства, как моделирование костюма.

Вторая причина - явление довольно противоречивое в своих

последствиях - тенденция борьбы с космополитизмом. ?та тенденция

коснулась и области моделирования одежды и сыграла роль, усилив

изоляцию нашего моделирования одежды от западноевропейского опыта,

начатую второй мировой войной. ?оделирование одежды в творческом

отношении вынуждено было питаться только собственными ресурсами.

?аиболее доступным источником для творческих идей явилось народное

искусство, представленное богатейшими экспонатами наших музеев и

выставок. ?азвитие моделирования в нашей стране было ограничено

отсутствием широкой связи с зарубежными странами. ?то следует

считать отрицательным явлением. ?днако оно сыграло и положительную

роль, открыв возможности народного костюма как творческого источника.

?еждународные совещания по моделированию одежды, положившие

начало сотрудничеству между социалистическими странами, породили

естественное стремление освоить опыт зарубежного моделирования:

разработать равноценные лучшим заграничным по волокну и структуре

ткани и применить их в одежде,познакомиться с приемами создания

вещей в виде комплектов и ансамблей различного назначения (для

работы, отдыха, спорта). Ставшие актуальными проблемы функциональности

и эстетики одежды на какое- то время оттеснили проблемы

использования каких бы то ни было источников, кроме содержания

зарубежной моды.

В период 1955- 1959 годы наше моделирование обогатилось опытом

создания рациональных форм одежды. Влияние народного искусства все в

большей степени переносится на ткань: усилилось внимание художников

к материалу и повышению значения всех его свойств. Художники-

текстильщики начинают работать над тканными и набивными рисунками,

напоминающими рисунок домотканных полотен.

?омимо постоянного сотрудничества в области моделирования с

социалистическими странами, Советскому Союзу приходится иметь контакты

с зарубежными капиталлистическими странами. Еще в 1959 году в ?ью-

Йорке была организована Советская промышленная выстовка с экспозицией

и показом коллекции модной одежды. В 1961 году ССС? показывал

свои модели в Инглии, в 1962 году - во Франции и в Ѕразилии.

В 1965 году были организованы три промышленные выставки в

которых участвовали разные моделирующие организации нашей страны.

Весной 1967 года на Советской прмышленной выставке в ?онреале были

показаны лучшие модели одежды, свидетельствовавшие об успехах

советского искусства одежды за 50 лет. ?сенью 1967 года на

?еждународной выставке одежды "?кспо 67" от имени ССС? выступили

моделирующие организации всех союзных республик. ?а одной из наших

зарубежных выставок в Инглии в 1968 году большое одобрение

получили разнообразные модели одежды из русских ситцев.

Все эти и многие другие успехи следует отнести к явлениям,

стимулирующим творческую переработку народного искусства в

современном моделировании одежды.

3. —тепень использовани€ народных традиций в практике

моделировани€ современного костюма

?ыла проведена работа по выявлению степени использования

народных традиций в практике моделирования современного костюма.

?бъектом изучения явился "Журнал мод" - центральное издание,

рекламирующее моду. Внем показаны модели и коллекции, созданные

моделирующими организациями нашей страны. ^зучены модели,

опубликованные в "Журнале мод" с 1950 по 1984 годов.

?абота проведена по схеме, в которой указаны - порядковый

номер записи, номер модели в журнале, страница, автор модели, название

модели, способ трансформации источника.

—хема. »зучение моделей одежды по Ђ∆урналам модї.

|є |єє |—траница |јвтор |Ќазвание|—пособ |

|п/п |моделей в|журнала |модели |модели |трансформации |

| |журнале | | | |первоисточника |

| | | | | | |

Записи производились отдельно по каждому году. Указывался номер

журнала и количество моделей в каждом журнале.

Инализ моделей, созданных на основе народного костюма, выявил

различные творческие подходы художников к использованию народных

мотивов в современном костюме.

Выделены модели, в которых исходным в творческой деятельности

явились: форма, конструкция, декор, материал, способ ношения, ассоциация

народного костюма.

Важным фактором при создании костюма являются ассоциативные

представления. ?ни позволяют достичь разнообразия видимого образа,

новизны решения. Иссоциация идей - это связь представлений, благодаря

которым одно представление, появившееся в сознании или

противоположности другое.

?ри создании современного костюма идет процесс творческого

переосмысления традиций народного костюма с учетом современных

условий. ~ироко применяются отечественные ткани, создаваемые

коллективами художников и других специалистов текстильной

промышленности. ?ациональные мотивы в наиболее интересных моделях

больше угадываются, чем акцентируются. В моделях используются ситцы,

сатины, льняное полотно, пестроткани, ткани с рисунками. Характерно

стремление художников выявить по- новому декоративные возможности

современных материалов, обыграть их природную, естественную структуру.

Художники создают современный костюм, используя простоту нароного

кроя - конструкцию русской рубахи и косоклинного сарафана, душегреи

и поддевки. ?тсюда ведут свое происхождение различные конструкции

прймы и оката рукава - низкие проймы, рубашечный рукав - прямой

или с ластовицей.

?режде чем создавать произведения по народным мотивам, художник

тщательно изучает первоисточник, стараясь войти в самую плоть

структуры ткани или вышивки, особенности колорита или осмыслить

принципы кроя. ^зучают и традиционные принципы расположения вышивки.

В результате анализа моделей, представленных в журналах мод,

выявлены случаи обращения к русскому народному костюму. ?а основе

исследований был построен график использования народных традиций в

практике современного моделирования.

?ри анализе графика отмечается некоторая цикличность - после

периодов увлечения фольклорным стилем наступают спады, периоды

"усталости". ?ики соответствуют крупным оющественно- политическим

событиям, фестивалям.

В настоящее время изменился подход к принципу использования

фольклорного материала в современной одежде: основную роль в

проектировании играет образное решение модели.

Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он

занял свое место в общем широком международном русле моды.

?роведенные исследования показали, что к народным традициям

постоянно обращаются художники- конструкторы, создавая бытовую модную

одежду.

«аключение

Инализ моделей, созданных по народным мотивам, которые были

опубликованы в журналах мод за период 1950- 1980 годов, показал, что

художники в своей творческой деятельности обращались к формам,

конструкции, декору, композиции и сплособам ношения или в целом к

образно- ассоциативному представлению о первоисточнике. ?пределенная же

ограниченность обращения художников к русскому народному костюму

оправдывается отсутствием систематизированного исследования и

доступности к этому источнику творчества.

?оллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах

музеев, открывают перед специалистами прекрасное народное искусство,

являются свидетельством неиссякаемой фантазии русских людей, их

тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого

мастерства. ?ожалуй ни одна страна в мире, ни один народ не

располагает таким богатством традиций в области национального

народного искусства, как ?оссия: многообразие форм и образов,

необычность конструктивно- композиционных решений, красочность элементов

и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора и

особенно вышивки. ?то большой и увлекательный мир, обладающий

неиссякаемыми жизненными силами для современника. ?то - своеобразная

академия знаний и творческих идей для специалистов современного

костюма.

Ѕез глубокого изучени€ традиций невозможно прогрессивное

развитие современного искусства. Ёто относитс€ к созданию костюма -

бытового и сценического.

—овременный специалист не должен оставатьс€ равнодушным к тому,

что веками создавал народ, а сегодн€ €вл€етс€ досто€нием культуры.

ѕути творческой трансформации источника оазнообразны. ƒать

творческому специалисту готовые рецепты,как сделать костюм красивым,

выразительным практически невозможно.

¬ результате исследовани€ искусства народного костюма,

произведенного обмера и анализа кро€ музейных экспонатов, реставрации

конструкции, построение разверток повверхности элементов костюма

впервые вскрыты простота и эстетическа€ выразительность элементарного

конструктивного многообрази€ форм русского наролного костюма

логичным и рациональным подходом к использованию материала. “акой

путь к созданию разнообразных моделей рекомендуетс€ также примен€ть

проектировщику, програмирующему формы и композицию одежды на ткацком

станке или трикотажной в€зальной машине.

–екомендуетс€ широко создавать модели, форма которых образуетс€

простыми технологическими средствами - драпированием полотнищ

сборками, складками, защипами. , развива€ таким образом, например,

ассортимент женского и детского плать€ на основе традиционных

кресть€нских рубах, сарафанов, передников.

“онально-ритмическое и цвето-фактурное многобразие декоративных

композиций вышивки и узорного ткачества и других приемов

орнаментального решени€ народного костюма - богатейший творческий

первоисточник дл€ создани€ трикотажных, ткацких, набивных, вышитых

орнаментальных композиций. „ерты национального своеобрази€ могут

про€вл€тьс€ также в модел€х, выполненных из материалов, близких по

структуре, фактуре, рисунку к кресть€нскому ткачеству или народным

набойкам.

Ѕесконечное богатство идей (в плане ассортимента, форм и

приемов композиционно-конструктивного решени€ спортивных и спортивного

типа курток,блуз и других изделий) содержит такие элементы

русского народного костюма, как рубахи (мужские и женские) и

различна€ верхн€€ одежда.

¬ы€вленные конструктивно-композиционные решени€ женских рубах и

сарафанов, сочетание в традиционном костюме рубахи с сарафаном или

поневой рекомендуетс€ использовать и трансформировать при создании

композиции современных платьев и комплектов одежды.

”пешному решению задачи обеспечени€ населени€ разнообразной

одеждой способствует правильный выбор материалов и оригинальных

конструкций, соответствующих назначению, сезону и возрастным

особенност€м. ¬ качестве материала дл€ зимней одежды в русском

народном костюме издавна зарекомендовала себ€ овчина как

превосходный материал, сочетающим в себе одновременно полный пакет

дл€ зимней одежды; кожева€ ткань €вл€етс€ лицевой стороной одежды, а

волос€ной покров - одновременно и подкладкой и утеплителем. »здели€

из такого материала в силу климатических условий дл€ жителей

нашей страны €вл€ютс€ органичной потребностю. Ќародна€ овчинна€

одежда представл€ет исключительную ценность дл€ современного

специалиста: он может определить пути дальнейшего проектировани€

одежды, исход€ из функции, пластических и декоративных свойств

материала.

Ќикто, разумеетс€, не призывает к возрождению в современном

производстве и быту плетеной обуви из древесной коры (лапти, туфли,

сапоги). Ќо принципы композиционного и конструктивного построени€

форм русской плетеной обуви - создание ажурного (плетеного)

орнамента, разнообрази€ решений такой обуви, сочетание различных

способов плетени€ - могут помочь дизайнеру найти оригинальные

решени€ современной обуви.

«аслуживают внимани€ способы ношени€ русской народной плетеной

и кожанной обуви в сочетании с в€занными чулками и шнурками

(ремн€ми), которые могут служить основой дл€ разработки новых

моделей молодежной и детской обуви или целых ансамблей, комплектов.

¬ решении вопроса обеспечени€ населени€ страны удобной и

красивой обувью важную роль играет подбор материалов. ѕотребность в

теплой зимней обуви на территории нашей страны сделала вал€ную

обувь незаменимой, традиционой. јктуальность производства вал€ной обуви

сегодн€ не вызывает, пожалуй, ни у кого сомнений.

ќсновы современного художественного проектировани€, в том числе

формообразовани€ предметной среды, €вл€етс€ создание предметов

потреблени€ многофункционального использовани€. ”пор€дочение предметной

среды подразумевает одновременно проектирование только самого

необходимого, полезного и целесообразного. ѕо такому принципу должен

строитьс€ и гардероб костюма современного человека. ѕринцип

Ђминимальногої при этом подразумевает максимальные возможности

гардероба. ƒостичь такого можно, создава€ трансформируемые формы,

которые обеспечивают вариабельность и вместе с тем разнообразие

композиций.

Ёлементы дизайна, присущие русскому народному костюму, в том

числе обуви, обеспечивали широкий диапазон способов ношени€, вариаций

внутри формы, создава€ тем самым разнообразие композиций костюма. ¬

этой св€зи интерес вызывают образцы нижегородской кресть€нской

обуви, напоминающей туфли конструкции Ђлодочкаї, дополненные в€заными

шерст€ными чулками.

ќдин из путей существенного улучшени€ качества обуви, повышение

ее эстетического уровн€ - это использование дл€ производства обуви

как традиционных, так и новых материалов самых разнообразных цветов

и фактур. Ѕольшие возможности также содержит орнаментирование обуви

и декор в целом. ќшибочно считать, что у декора единственной

функцией €вл€етс€ украшение формы (одежды, обуви и аксессуаров).

ƒекориру€ определенный участок предмета, художник стремитс€ выделит

его, ввести акцент, чтобы таким образом сконцентрировать внимание на

этом участке. ƒекор, орнамент €вл€ютс€ вспомогательными средствами

архитектоники, цель которых развить, обоготить, разнообразить

художественно-образный смысл произведени€ искусства.

ѕрисутствие декора в композиции костюма правомочно лишь тогда,

когда декоративные элементы не нанос€т ущерб форме, а напротив,

сохран€€ характер структуры, обогоща€ форму при€тным дл€ воспри€ти€

добовлением. Ќаличие декора, в особенности обилие его, допустимы

только при условии строгой упор€доченности. —овременные представлени€

о красоте не исключают возможности присутстви€ декора также в

композиции обуви.

’удожник-конструктор должен создовать модели и коллекции, в

которых отражаетс€ действительность. ѕринципы композиционного

построени€ народного костюма (в том числе обуви) - четкость форм

и линий,логичность констукции, подчинение декора форме, функции,

материалу, конструкции - дл€ специалиста сегодн€ €вл€етс€ примером

дизайнерского подхода к созданию современных образцов.

јнализиру€ историю народного костюма, рассматрива€ современный

костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны

про€вл€тьс€ черты народного, национального, традиционного, что делает

костюм органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. ѕри этом следует

всегда принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода -

€вление интернациональное; поэтому было бы несправедливым исключать

взаимовли€ние костюмов, моды всех стран мира.

ƒостижение единства в многообразии и многообрази€ в единстве -

путь развити€ и обновлени€ современного костюма.

С?^С?? Ћ»“≈–ј“”–џ

1. fорина f.С. ?ародные традиции в моделировании одежды.

?осква,1984.

2. ?армон Ф.?. ?омпозиция костюма. ?осква,1997.

3. ?армон Ф.?. ?остюм ХХ века: одежда, обувь, аксесуары. ?осква,1995.

4. ?ерцалова ?.?. ^стория костюма. ?осква,1972.

5. ?армон Ф.?. ?усский народный костюм как художественно-

конструктивный источник творчества.

?осква,1994.

—траницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © ¬се права защищены
ѕри использовании материалов активна€ ссылка на источник об€зательна.