–ефераты. Ќародные традиции в современном костюме






рубах соединялись гладкое льняное полотно сверху и пестрядь в

стане. Верх рубахи и рукава украшались узорами бранного ткачества,

вышивкой, вязанным кружевом и другими отделками. ?то мастерство

соединения различных по оформлению материалов в одной вещи

послужило идеей для создания новых детских нарядных и спортивных

костюмов.

^зучение памятников древнерусского зодчества, деревянной домовой

резьбы позволило художникам создать своебразные рисунки тканей, найти

новую линию в костюме.

?а творчество художников- модельеров большое влияние оказал

обмен опытом между странами в области не только промышленности, но

и искусства. ?апример, проведенные в 50- 60-х годах в ?оскве

выставки декоративного искусства ряда стран, в том числе Венгрии,

?умынии, Чехословакии, пополнили творческие папки художников

зарисовками форм, фрагментов покроя народной одежды, особенностей

декора. Силуэт народного костюма Венгрии и ?умынии оказался

родственным вступившему тогда в моду динамичному силуэту с

колоколообразной юбкой. В нашем моделировании это также нашло

отражение. Так, целый ряд моделей женской одежды украшается

вышивками, напоминающими сочные по цвету выпуклые гладьевые вышивки

венгров, черно- белые, шнуровые и аппликационные вышивки румын.

?онструкция моделей также становится более разнообразной. ?рямая

форма одежды на некоторое время оттошла на второй план, появились

рвзличные формы цельнокроенного рукава: облегающий лиф стал строится

посредством различных кривых линий. ?окрой юбок обогатился многими

вариантами клешевых форм. ?оявились юбки "тюльпан", "бочонок".

Характерной особенностью для этого ближайшего к нам этапа

является то, что народные мотивы используются художниками по

принципу дифференциации. Вмето стремления перенести в современный

костюм все, что имеется в народном, как это делали раньше, стали

глубоко анализировать не только декоративное решение крестьянского

костюма, но и его смысл, т. е. его назначение, зависимость

употребления тканей, покроя, декора от функциональной роли вещей.

?аступил конец механическому введению народных мотивов в

современный костюм и открыто новое направление в художественной

практике модельеров. ?ациональное своеобразие перестало

противопоставляться современному модному костюму. ?етод художников в

работе по народным традициям все чаще и чаще стал основываться на

творческом синтезе этих двух актуальных аспектов. ?роисходит

избрание какого- нибудь одного образца, будь то силуэт, цветовая

гамма, техника вышивки, элемент покроя или обычай соединять ткани

различной фактуры, рисунка. В решении моделей одежды трудно

обнаружить черты того или иного прототипа, например рубахи или

свты, в той мере, как в моделировании 40-х годов.

?ереработка такого популярного народного мотива, как рубаха, в

конце 50-х и затем в 60-х годах претерпело значительные изменения.

Сначала рубаху "очистили" от всего, что онаимела в 40-х годах,

утвердив в моделировании одежды самое рациональное - ее прямую

удобную форму. ?билие украшений в виде вышивки, расположение которой

повторяло народные приемы, было заменено ожирельями, бусами, брелками

из дерева, металла. Стал очевидным факт, что красота вещи решается

не только вышивкой, что кроме не играют большую роль достоинства

самого материала, его фактура и пластические свойства. ?то было

протестом против надоевших схем, а также свидетельством солидарности

с международной модой, принявшей в качестве одной из ведущих форм

рубашечную форму.

?днако рубаха не совсем и не сразу была лишена декора.

Характер насыщения декором, количественная и качественная сторона

этого процесса, взаимоотношение формы и украшения является

существенной чертой использования народного искусства, характерного

для каждого отрезка времени. Для рассматриваемого периода

показательным является отсутсвие в моделях одежды схем расположения

декора, свойственных традиционному декоративному решению народных

рубах.

Вышивка в виде орнаментальной полосы часто располагается на

плятьях в одном месте как композиционный акцент. ?аиболее ярким

проявлением этого приема можно считать модели под девизом "Суздаль"

и "?лахта". первая из них представляет собой прямое полотняное

платье, орнаментированное широкой полосой вышивки по плечевому поясу.

В качестве материала использовано суровое полотно и белая шерстяная

пряжа. ?рупный рисунок декора напоминает орнаментику древней русской

архитектуры, а разница в фактуре между гладкой льняной тканью и

шероховатостью выпуклых стежков шерсти вызывает ассоциацию с узорами

каменной резьбы, тонким искусством убранства соборов. Форма рубахи

изящна, проста и естественна. Декор в виде фриза как бы

подчеркивает чистую тектонику формы, устанавливает перекличку с

народным костюмом, не нарушая впечатления современности.

Второй пример - модель нарядного платья- костюма под девизом

"?лахта". ?н состоит из двух частей - юбки и длинного жакета, по

краю которого широкой полосой идет вышивка в виде крупной клетки

с разетками внутри. ?елый шелк платья контрастирует с орнаментом

синего и красного цвета. Силуэт этого туалета также построен на

прямой рубашечной форме, а рисунки и цветовое решение отсылают нас

к украинской одежде.

“акую же рубашечную основу имеет и ряд других моделей. Так, на

страницах "Журнала мод" за 1958- 1959 года мы встречаем модели

прямых платьев, которые, имея общее в конструкции, различаются по

форме деталей и расположению декоративных акцентов.

Туникообразная форма народной рубахи оказалась живучей и

впоследствии. В начале 60-х годов она послужила прототипом целой

серии моделей.

Форма прямой рубахи становится популярной, проникая и в

комплекты для прогулок, и в туалеты для торжественных случаев. В

нарядных туалетах она прямая с длинным собранным на манжете

рукавом, чаще всего без вышивки, из тонких набивных тканей. Если на

изготовление берется ткань без набивного рисунка, гладкая или с

жаккардовым рисунком, вводится украшение вышивкой шнуром, бисером,

бусинами. Часто узор располагается в виде полос по горизонтали или

вертикали.

^ногда прием отделки изделия другой тканью порождает новые

декоративные решения, построенные на комбинации двух тканей.

В моделировании встречается прямая рубашечная форма, в ряде

случаев которая имеет вид трапеции, умеренной или очень широкой

внизу. ~ирина достигается или клешевым покроем, начинающимся от плеч

и в виде фалд спадающим вниз, или за счет сборок, идущих от

кокетки. ?рямые или трапецевидные линии стана доминируют в силуэте,

подчеркиваясь иногда контрастом мягких линий рукавов на манжете.

В моделировании одежды получила также распространение и форма,

напоминающая русскую мужскую рубашку- косоворотку. ?то прямые платья

с напуском на линии талии. Вышивка в них располагается по линии

воротника- стойки и косой застежке, по краям рукавов и внизу в

виде каймы. В качестве обязательной детали, объединяющей современную

модель с ее народным прообразом, присутсвует пояс, свободно

завязывающийся на талии.

?рообразом многих вариантов решения формы современной одежды

конца 50-х - начала 60-х годов явилась форма русского косоклинного

сарафана. Стройность и лаконизм русских сарафанных форм, их

конструктивные особенности легли в основу моделирования одежды, найдя

широкое преломление и в образцах, и в массовой продукции.

Сарафанная форма стала не только фактом обновления моды в

одежде, но и своего рода пунктом перехода к новым силуэтным формам

в костюме. ?апример, получивший распространение в середине 50-х

годов силуэт, состоящий из облегающего лифа и очень широкой юбки с

резко обозначенной линией талии, начал к 1960 году уступать место

более спокойному силуэту. ?а международном языке моды он получил

название "трапеция". Силуэт "трапеция", форма в виде трапеции, линии

трапеции, - такие выражения можно встретить на страницах журналов

мод 60-х годов. ?ни характеризуют похожую на старинный сарафан

силуэтную форму, зрительно узкую вверху и постепенно расширяющуюся

внизу. ?аспространение такой формы, очевидно, не случайно было названо

"стиль а ля рюсс" - русский стиль. ?н утвердился в моделировании

и у нас, и в международной моде с начала 60-х годов.

Трапециевидная форма проявилась в построении не только платьев,

но и верхней одежды. Следует сказать, что "трапеция" - результат

переработки не одних лишь сарафанных прототипов. ?одобные линии

можно встретить и в силуэте русской верхней одежды: шубы и

длиннополые кафтаны бояр, шубки богатых крестьянок северных губерний

?осси, да и зимняя одежда простого народа имеют ту же расширенную

внизу и суженную наверху форму.

?роме обновления силуэтных линий, форма трапеции дала

возможность появиться довольно большому количеству вариантов

внутреннего членения. ?то нашло отражение в решении современных

нарядных платьев.

Другой вид старинной русской одежды, обновивший моду и

послуживший источником многих находок, - душегрея.

?отив душегреи неоднократно преломлялся в моде. ?днако из- за

сложности получающихся форм он не получил распространения.

?роисшедший от нарядной торжественной одежды, этот мотив находит

себе применение только в одежде для праздничных случаев.

В моде 50- 60-х годов весьма разнообразно отражаются черты

верхней одежды различных народов ССС? - свит, тулупов, поддевок, шуб.

В 1962 году на советской промышленной выставке в ?ио- де-

Жанейро были продемонстрированны модели ансамблей, созданных на базе

старинной верхней одежды. ?то пальто из драпа с воротниками из

меха лисы и норки, а также из каракуля и высокие теплые шапки, по

форме ассоциирующиеся с русскими головными уборами ХVI века.

Среди разнообразных народных мотивов часто избираются для

переработки мотивы одежды народов северв,которая прекрасно защищает

человека от холода в условиях сурового полярного климата. ?бращаясь

к теме северной одежды, художники тонко и современно отражают ее

черты в моделировании. ?еховые шапки, платки - исконно русские

головные уборы, теплые, удобные и красивые - возродились к жизни

после засилья фетровых шляп замысловатой формы. fоловному убору

стали придавать большое значение: ему отводится роль художественного

акцента. ?а рисунке представлены костюмы, в композиции которых входят

меховые шапки.

Создание ансамбля одежды - характерная черта советского

моделирования последних десятилетий. ?еобходимым условием существования

ансамбля является полнейшая согласованность между всеми его частями

по образному содержанию, форме, линиям, конструкции, цвету, материалам

и отделке. Все детали ансамбля как части единого организма

подчинены художественной идее, положенной в основу его решения, и

взаимоподчинены. ?ластический рисунок силуэта одежды определяет

характер тектонического рисунка обуви, головных уборов, других

дополнений.

Характерным признаком ансамбля является его многослойность. ?н

содержит в своем составе несколько вещей, надетых одна на другую. В

современном виде ансамбль состоит из верхней одежды и

"внутренней", которой могут быть платье, костюм. ?бязательными частями

ансамбля являются головной убор, обувь, перчатки и дополнения.

^звестно, что народный костюм всегда представлял собой ансамбль,

так как строился на единстве целого ряда факторов - утилитарности,

красоты, соответствия и взаимосвязи между составляющими его вещами

по конструктивному строю, декоративному убранству, цветовому решению,

свойствам тканей и материалов. ?ринцип ансамбля народной одежды был

принят художниками- модельерами в качестве позиции для создания

современных вещей.

^стория творчества художников позволяет сделать некоторые

выводы. ?ассмотренный материал свидетельствует о росте интереса к

народному искусству, о расширении диапазона используемых в

моделировании одежды 50-х - 60-х годов мотивов, о появлении

качественного нового подхода к народному костюму. Суть нового

подхода заключается в том, что использование народных мотивов

сопровождается осмыслением их существования в народном искусстве и

возможностью их функционирования в советской моде.

?ереработка народных мотивов становится более критичной, чем

была раньше (например, в 40-х годах). ?бразцы одежды не повторяют

народные прототипы ни в покрое, ни в декоративном решении. ?тражение

того или иного мотива в большинстве случаев подчинено стремлениям

получить наибольшую художественную выразительность решения вещи при

внимании к функциональности и целесообразности одежды. ?ольшое

значение придается форме - пластическому языку линий, объемов,

определяющих "скульптурное" разнообразие и самобытность силуэта.

?абота над национальным колоритом моделей одежды не является

самоцелью, она служит поискам оригинальных художественных решений

советского бытового костюма.

В качестве важного момента творчества художников следует

отметить факт эмоционально- образного восприятия и отражения

источника. ^менно это является основой творческого мышления

художников. ?роблема переоаботки искусства прошлого перерастает в

большое интересное явление с характерными формами воплощения в

тканях и костюме, о чем свидетельствуют не только черты этого

явления, но и ряд его качественных показателей.

6. ‘азы активности использовани€ народных мотивов

Для использования народных мотивов в моделировании одежды имеют

значение следующие факторы: предмет внимания художников- модельеров

при их обращении к народному искусству (форма народной одежды,

конструкция, декор); фазы активности процесса обращения к народным

мотивам в тот или иной период; влияние бытовой обусловленности

одежды на переработку народных мотивов в моделировании одежды.

?ценка опыта моделирования советского бытового костюма в

значительной мере осложнена тем, что модели в материале, созданные

на базе народных мотивов, не сохранены. Фактически нет возможности

проследить за моделированием одежды по народным мотивам в довоенный

период. ?о то, что мы имеем за период с 1945 года по настоящее

время позволяет достаточно подробно изучить модели одежды, созданные

по ним.

^спользование народных мотивов по тематике неравномерно. ?дни

сюжеты в тот или иной отрезок времени заметно превалируют в

моделировании, другие используются в незначительном количестве. В то

время как один какой- нибудь мотив становится излюбленным и

получает наибольшую возможность отражения в современном

моделировании, трансформация другого только намечается. ^ногда этот

последний получает широкое отражение в моделировании и становится

ведущим. ?ногие мотивы, однажды отразившись в моделировании, не

прививаются и исчезают. Если провести относительное сравнение, то из

общего количества опубликованных в журналах за 25 лет моделей

женской и детской одежды, равного 9380, 1799 моделей спроектировано

по народным мотивам.

Если проследить за использованием народных мотивов в

моделировании, то можно увидеть и периоды его равномерного течения,

и спады, и вспышки. ?апример, в 1945- 1949 годах наблюдается

регулярное обращение к народному костюму. ?ри этом наибольшее

количество моделей одежды, имеющих народный характер, относится к

1947 году (39% от общего числа моделей). В 1949 году наблюдается

заметный спад (18%). В 1950- 1959 годах творческая переработка

народных традиций в моделировании количественно идет на убыль. Если

в 1950 году количество моделей одежды народного характера

составляет 34%, то в 1952 году - 20%, а в 1954 году - 9%.

В 1955- 1959 годах костюмов с использованием народных мотивов

—траницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © ¬се права защищены
ѕри использовании материалов активна€ ссылка на источник об€зательна.