–ефераты. Ќародные традиции в современном костюме






характерно для многих народностей. ?ожно всретить выполнение декора

только красным цветом. ?апример, в вышивке на предметах одежды

северных областей ?оссии использованы богатейшие оттенки красного

цвета - от нежно- розового до густо- красного. Стежками, выполненными

красной ниткой, строятся и контуры рисунков, и их внутрення часть.

Узор то сгущается, то становиться редким. В сочетании с яркими

кусками кумача на поликах, ластовицах, на концах рукавов и

передников образуются удивительные тональные композиции. ?азличные

оттенки и интенсивность красного цвета создают очень тонкую

гармонию.

?реобладание красного цвета в украшениях характерно и для

одежды народностей Волго- ?амья. Так марийская вышивка отличается

особой красотой оттенков красного цвета от яркого до темного

красно- коричневого.

Декоративный убор народного костюма при доминирующем звучании

красного цвета может включать в себя и другие яркие тона, часто

контрастные, такие как зеленый, синий, оранжевый, желтый. Цветовое

решение отдельной вещи выполняется в соответствии с композицией

костюма. ?оэтому цвет узора на рубахах органично соединяется с

насыщенным цветом вещей, надевавшихся сверху - понев, сарафанов, юбок,

которые изготовлялись из ткагней синего, черного, реже красного и

зеленого цветов.

ќбщее колористическое решение народной одежды зависит от

пропорций частей разных цветовых тонов, характера вышивки, соотношения

площадей орнаментации и фона. ?апример, разрешенная вышивка одежды

северных областей с участием в узоре белого цвета ткани создает

впечатление изящества, ажурности, некоторой ослабленности красного

цвета. В одежде жителей южный областей - Тамбовской, орловской, где

красным цветом выполняются тканные орнаментальные полосы и вышивки,

а просветы фона невелики, этот цвет создает эффект больщой яркости

и звучности.

Черный цвет, как правило, применяется для обогащения и усиления

декоративного звучания основных тонов, однако в ряде случаев он

является ведущим. ?римером могут служить костюмы жителей воронежской

области, а также гагаузов, молдаван. Выразительность и жизнерадостность

общего колорита этих костюмов строится на контрасте ярких понев,

обильно орнаментированных по подолу, и графической вязи черного

узора на белом полотне рубахи. ?бъединению контрастирующего верха и

низа служат яркие шейные украшения из позумента и бус, а также

головные уборы.

?ародный костюм - своеобразная форма эстетического

самовыражения, где цвет - это язык народа, особый способ выражения

чувств. ?стетическое воздействие цвета народного костюма связано с

передачей определенных настроений - торжественности, радости, печали.

^звестно, что самой красочной была одежда праздничная. Ее декор

построен на гармонии красного цвета с оранжевым, пурпурным, зеленым.

Заслуживает внимания разделение народного костюма на праздничный

и будничный, по признаку, определяющему род деятельности.

?дежда, применяемая в быту, изготовлялась из различных по

качеству материалов, и этим определялось ее назначение, так как

особых форм покроя в народном костюме нет. Форма костюма и

отдельных его деталей была за некоторыми исключениями единой, хотя

имелись характерные отличия в зависимости от того, кому костюм

принадлежал, где и для каких случаев он надевался.

?раздничный костюм изготовлялся из более тонкого полотна,

украшался обильной, яркой и трудоемкой вышивкой, а позднее для этого

применялись такие "дорогие" фабричные ткани, как кумач, для вышивки

и отделки употреблялись покупные нитки (гарус, шелк), ленты, позумент.

?удничный костюм изготовлялся из грубого, часто посконного

материала, украшаля вышивкой мало или совсем не украшался. fоловные

уборы, обувь, применявшиеся по будням, были более просты по форме,

декору и материалам.

Возрастная принадлежность костюма также определялась тканью и

украшениями. ?апример, детская одежда представляла собой одну рубаху,

делалась из более грубых тканей чем девичья, и украшена была очень

мало. ?убахи девушек орнаментировались большим количеством вышивки

со сложным узором. ?аиболее богатой орнаментацией отличаслась одежда

молодой женщины. ?чень скромными по отделке были рубахи пожилых и

старых женщин. Для вышивки девичьих, женских и вдовьих рубах

применялись специальные узоры, считавшиеся принадлежностью одежды

женщины определенного возраста и семейного положения. В искусстве

народной одежды важно отметить особенность, которую можно было бы

назвать "чувством материала". ?од этим выражением подразумевается

вековой опыт народных мастеров, который проявляется в умении извлечь

все физические и технические возможности из обрабатываемого сырья,

правильно его применить, с наибольшим эффектом сочетать различные

материалы, точно и искусно выбрать технику орнаментации. Домотканные

полотна, из которых шили одежду, отличались друг от друга

волокнистым составом (лен, конопля, шерсть), имели различную толщину и

пластику. ^з более тонких полотен изготовлялась праздничная одежда,

из грубых - будничная. ?днако каково бы ни было назначение одежды,

пластические свойства тканей всегда использовались для получения

наибольшей выразительности формы.

?рнаментация по средствам и технике соответствовала фактуре

украшаемых тканей. ?рямоугольная форма рубах из льняного полотна

благодаря его плотной структуре очень скульптурна. ?ак известно.

рубахи отделывались вышивкой сравнительно толстыми нитками из льна

или шерсти, органично сочетавшимися с тканью и образующими

застилистые узористые плоскости. Узор выполнялся преимущественно

лицевыми стежками таких вышивальных швов, как косая стежка, гладь,

"набор". В этом отношении показательна вышивка на марийских рубахах

с ее застилистым "ковровым" узором.

В тех случаях, когда пользовались тонкими тканями, например, для

изготовления нарядных праздничных рубах с полными сборчатыми

рукавами, применялись другие материалы и другая техника вышивки. ?ти

рубахи часто делались короткими, до пояса или короче. Для их

украшения применялись тончайшие льняные или хлопчатобумажные нитки,

вышивка была двусторонней (техника "двусторонняя гладь", "стяги").

^зумительная красота вышивки белыми нитками на белом тонком

материале создавалась за счет игры светотеневых градаций. Здесь

имеют значение не только пластические свойства основного и

отделочного материалов, но и техника вышивки: гладьевой шов,

достаточно гибкий по своей структуре, не огрубляет мягкую легкую

ткань.

?о-другому отделывались головные уборы. Часто они представляли

собой сложные сооружения с различными каркасами и прокладками, были

украшены выпуклым шитьем золотыми и мишурными нитями, бисером,

жемчугом, бусами, разнообразными подвесками, птичьими перьями, цветами.

Умение понять материал, максимально выявить его утилитарные и

художественные возможности способствовало не только правильному его

применению, но и эффективности декоративного решения, изобретательности

в использовании декора.

?ародный костюм в собранном виде представляет собой ансамбль,

построенный на родстве линий покроя, форм силуэтов, на соответствии

фактуры и пластики тканей, на организующей роли декора и цвета, на

связи утилитарных и художественных достоинств.

Следует подчеркнуть традиционность народного костюма, которая

выражается в целом ряде принципов и качеств. ?ародному костюму

свойственны: рациональная конструкция, обусловленная шириной домотканных

полотен, строением человеческой фигуры, назначением вещей в быту;

полнейшая согласованность конструктивных линий и распределения декора

(вышивки, тесьмы); яркая цветовая гамма, включающая в себя

определенное количество цветовых тонов, издавна признанных народом

красивыми (красный, белый, синий, зеленый, желтый с добавлением

различных оттенков оранжевого, пурпурного, розового); обостренная

декоративность; традиционность объединения различных вещей в ансамбль;

единство утилитарности и красоты, функциональности и целесообразности.

Все эти черты имеют большое значение для художников- модельеров

как принципы, которыми необходимо руководствоваться в творчестве.

Следует обратить внимание на те свойства народного костюма, которые

открывают перед художниками возможность эмоционального освоения

народного искусства одежды. ?тими свойствами могут быть: форма и

покрой костюма, линии силуэта той или иной его формы, разнообразии

внутреннего членения (конструктивные линии), представляющее интерес

точки зрения не только рациональности, но и красоты. ^ми могут быть

также богатое декоративное убранство народных одежд, цвет, техника

узора, чувство материала и опыт использования его свойств для

достижения художественной выразительности решения вещи, способность

пластически и декоративно организовать ансамбль.

?чевидно, именно эти черты народного костюма и составляют

содержание понятия "народные мотивы", утвердившегося в терминологии

нашего моделирования с первых его шагов. ?ежду понятиями "народные

мотивы" и "народные традиции" нет противоречия. ?ародные мотивы -

это конкретное преломление народных традиций в современном искусстве

создания вещей. ?ри этом имеются в виду народные художественные

традиции, т. е. художественные принципы и творческий метод народного

искусства, художественные и технические достижения декоративно-

прикладного искусства, передававшиеся народом из поколения в

поколение и сохранившие свое значение до нашего времени.

fлавная сущность народных традиций - это притягательная сила

эстетического воздействия народного прикладного искусства, его

декоративность, мажор, тот самый оптимизм, передающийся зрителю любого

времени вне зависимости от общепринятого общественного вкуса.

^спользование традиций этого искусства в моделировании одежды

тесно связано с содержанием международной моды в одежде того или

иного периода, которое включает в себя представление об эстетическом

идеале красоты человека, его облике, силуэте и конструктивных

особенностях господствующей формы одежды; с принципами построения и

декоративного оформления народного костюма, наиболее яркими его

чертами, получившими развитие в моделировании современного костюма

(трактовкой того или иного мотива, мерой его приобщения к

современным требованиям моды в одежде); с влиянием тех или иных

событий общественной жизни (выставки, фестивали).

2.2.»спользование народной одежды в советском моделировании (20-30 годы)

?есмотря на то что о моделировании одежды довоенного периода

имеется лишь небольшой материал, по тем публикациям, которые

сохранились в наши дни, удается в какой- то мере проследить

тенденцию использования народных мотивов в моделировании одежды. Так,

оказались очевидными факты обращения моделирования к народным

образцам одежды, установление связи между этими образцами и моделями

бытового костюма, установление аналогии в покрое, распределении

декора, цветовой гамме.

?огда говорят об особенностях моды и моделирования одежды 20-х

годов, то связывают их с представлением об идеале женской красоты,

характерном для середины этого периода. Таким иделом была в то

время женщина с мальчишеской фигурой, без талии, с плоской грудью.

Впервые появившиеся тогда платья- рубашки свой формой и конструкцией

подчеркивали спортивность фигуры "женщины- мальчика". ?та форма

возникла не сразу. ?на пришла на смену прямой, несколько рыхлой,

удлиненной форме женского платья, распространенной в начале 20-х

годов. Лакониз новой формы, ясные конструктивные членения, простые

объемы и плоскости потребовали такого же простого и четкого

оформления, создав условия для контакта с формой и декоративным

строем народной одежды.

В моде 20-х годов имеется несколько направлений,

свидетельствующих о связи с народным костюмом. ?апример, на обложке

одного из номеров журнала "?овости моды" изображено нарядное платье.

?о форме, силуэтным и конструктивным линиям, а также размещению

вышивки она напоминает крестьянскую рубаху. В другом номере журнала

мы видим модель пальто, на решении которого сказалось влияние

традиционных черт русского костюма: отделка пальто вышивкой

напоминает косоворотку.

? попытках нашего моделирования создавать одежду по мотивам

народного костюма можно узнать со страниц журнала "Ителье", первого

советского журнала мод. ?ак утверждают описания в покрое и отделке

некоторых моделей одежды используются крой, колорит и приемы

украшения, известные в народном костюме.

В некоторых моделях решение формы основывается на мотивах

казакина и рубахи одновременно - используется объемность формы

народной рубахи, ее стана и рукавов ("рязанский силуэт"), линия

покроя казакина. В украшении встречаются яркость и контрастность

цвета (красного, белого, черного), применяются сочетания различных

фактур тканей и кожи.

?а рисунке изображен проект костюма для улицы и работы. Форма

этого костюма прямая, линии плеча слегка скошены. ?укав в

развернутом виде представляет собой трапецию, целиком выкроенную из

ткани без клиньев. ?одход к конструкции вещи здесь основывался на

рациональности народного покроя, связывался с ограниченной шириной

ткани и стремлением к экономии. ?онструкция платья имеет прямые

линии. Вместо рукава - украшенная орнаментом пройма. ?ростая удобная

форма, очертания линий и лаконичный узор отвечают распросраненным

тогда тенденциям в моделировании.

?есколько иной подход наблюдается в решении модели платья из

владимирских полотенец. Его конструкция не является даже отдаленным

повторением конструкции рубахи, но она также строится на основе

прямоугольника. ?ривая линия существует только в плечевом шве

спереди. ?ак видно из рисунка, пройма представляет собой вертикальный

разрез. ?ебольшой рукав обусловлен шириной ткани полотенец. Четыре

нарядные полосы вышивки располагаются внизу по бокам, вверху -

спереди и сзади, напоминая народную одежду и продолжая традицию

логического распределения украшений в соответствии со строением

человеческой фигуры и конструкцией костюма. Уникальность самого

материала и его небольшое количество - всего два владимирских

полотенца - продиктовало использование принципа экономичности.

Вариации на тему русской рубахи и шушпана позволили создать

ряд моделей одежды различного назначения - от каждодневного платья

до платья для театра. ^нтересно отметить совершенно закономерное

явление: украшения в моделях присутствуют только на нарядных вещах.

?дежда сугубо утилитарного назначения (спортивный костюм, толстовка)

украшений не имеет.

Ќа рисунке изображена модель, которая может быть то домашним

или рабочим платьем, то костюмом для улицы, то туалетом для театра.

Для дома - это простая прямоугольная рубаха без рукавов. Если к

ней пристегнуть рукава из той же или другой подходящей ткани, она

превращается в платье для работы. ?адетый поверх такого рубашечной

формы платья кафтан, открытый или закрытый, делает его нарядным,

праздничным ансамблем.

?ригинальным способом применения ткани было создание платья из

русского набивного головного платка. ?вадрат кашемирового платка с

узором строит форму и декор верхней плечевой части платья. Его

конфигурация органично входит в прямоугольную конструкцию, образуя

вверху мягкие складки, подобные складкам в народном костюме.

Следует отметить, что модные журналы того времени из-за

недостатка отечественных моделей перепечатывали рисунки платьев и

костюмов из зарубежных изданий. ?роектов, разработанных художниками-

модельерами молодой Советской страны, было очень мало. Чертой,

отличающей их рисунки, является не просто введение вышивки, а

попытки найти свой стиль покроя, новую оригинальную форму.

?а рисунке изображено нарядное платье из гладкой ткани,

—траницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © ¬се права защищены
ѕри использовании материалов активна€ ссылка на источник об€зательна.