–ефераты. Ќародные традиции в современном костюме






украшенное широкими полосами яркой вышивки. Форма платья, обладающая

признаками тогдашней моды, вместе с тем имеет своеобразные черты,

которые роднят его с народной одеждой: силуэт платья напоминает

силуэт костюма, в котором длинная рубаха носилась с напуском над

поясом. ?осо расположенный край полотнища напоминает известный на

юге ?оссии обычай носить поневу "с подтыком", когда край тяжелой

поневы отгибали и засовывали за пояс, чтобы она не мешала в

работе.

?днако поиски новой формы в современной одежде в большинстве

случаев сводились к передаче внешнего сходства с народной одеждой.

?а рисунке изображены костюмы, созданные в результате поисков формы

конкретных источников - костюма казака и мужских крестьянских

костюмов. ?роекты предполагаемых костюмов почти в точности повторяют

свои прообразы и конструктивно, и декоротивно. ?е смотря на то что

эти модели несколько наивны в своем стремлении "в лоб" соединить

моду и прототип, они ценны как свидетельство желание художника

сказать свое слово, освободиться от рецептов зарубежной моды.

Для создания разнообразных костюмов художники искали и другие

направления. В частности, декоративность, смелость красочного решения

костюма достигались в ряде случаев не только вышивкой, но и

сочетанием различных по цвету и рисунку тканей. ?апример, клетчатая

ткань юбки сочеталась с гладкой тканью блузы. Любимая народом

клетчатая материя, употреблявшаяся для понев, теперь применялась для

городского костюма.

?летчатая ткань использовалась не только для юбок, но и для

пальто, полупальто, шарфов, головных уборов. В этом случае ее рисунок

попадает в унисон с наметившейся тенденцией к спортивности в

костюме, когда в жизнь все шире входит спорт, туризм, путешествия.

Возникает вопрос об одежде, приспособленной для такого рода занятий.

Спортивный любительский костюм, правда, еще не нашел своего лица,

он повторяет формы обычного городского костюма, преобретая постепенно

особые черты. Такой чертой явилась тогда его декоративность, которая

достигалась включением ярких вышитых,вязанных деталей - шапок,

шарфов, носков, руковиц - в комплекте основной одежды. ?ервым

помощником здесь оказалось народное искусство. Спортивный костюм

воспринял его черты более органично, чем костюм другого назначения.

?е только относительная простота рубашечного покроя модной

одежды 20-х годов сослужила службу продолжению народных традиций, но

и преобладание гладкокрашеных тканей вызвало необходимость

применения большого количества вышивки. Вышивка занимает много места

в отделке платья. Если акцентировать внимание на моделях, украшенных

вышивкой, то в большинстве случаев можно обнаружить прямую связь их

с народной одеждой. ?на проявляется прежде всего в расположении

вышивки: вышитые полосы заканчивают горловину, низ платья или блузы,

концы рукавов, пояс, проходят посередине вещи. ?олосы имеют различную

ширину, иногда предельно скромную, иногда занимающую больше половины

юбки, в этом случае напоминающей украинскую плахту.

?ак правило, вышивка применяется на одежде, сделанной из гладких

светлых тканей - сурового или белого льняного полотна, шелковых

или шерстяных. ?ркая вышивка шерстью, шелком или хлопчатобумажными

нитками, а также тесьмой создает ощущение декоративности, свойственной

народной одежде. Соединяясь с белым, суровым, коричневым, синим

полотном вещи, вышивка как бы устанавливает цветовую параллель с

народным костюмом.

?ожно сделать вывод, что декоративное решение моделей одежды

рассматриваемого периода делает очевидной тенденцию связи с народным

костюмом, которая выражается в согласованности декора с

конструкцией, в его расположении, количестве. ?днако нельзя отметить

полную органичность соединения декора и покроя вещи. В ряде случаев

вышивка кажется нарочито вставленной в одежду модной формы, а

конструктивная дань моде - наличие необходимого количества карманов,

рельефов, складок - делают модель запутанной по композиции. ?то шло

в разрез с народными традициями.

20-е годы - начало работы с народным костюмом как с

источником. ?руг находок слишком разнообразен: прямокроенная форма,

расположение и декоративность вышивки, характерные ткани. ?есмотря на

то что творческие поиски художников- модельером давали определенный

положительный результат, выражающийся в новизне моделей, сходство этих

моделей с народным костюмом было лишь внешним.

?бращение к традициям народного искусства не являлось основным

методом в работе модельеров.

?азнообразие в изделиях определялось фасоном, т. е. тем или

иным внутренним членением в пределах одной и той же прямоугольной

формы.

3. —оветское моделирование 30-х годов

В 30-х годах дело отечественного моделирования одежды

организованно централизуется,вместо моделирующих лабораторий во главе

советской моды становится ?осковский Дом моделей, объединивший лучших

художников- модельеров страны. ?азвиваются текстильная и швейная

отросли промышленности, расцветает искусство народов ССС?. ?асширяется

международный обмен прмышленным опытом. ?роисходят изменения в

международной моде. ?то сказывается в смене эстетического идеала,

формы вещей, их силуэта, конструкции.

?стетический идеал формировался под влиянием не только развития

промышленности, но и тех общественных изменений, которые происходили

в то время. ?апример, к 1931 году вместо облика подвижной, несколько

эксцентиричной "женщины- мальчика" модным становится облик женщины с

высокой и тонкой фигурой, медлительной в движениях, как бы

демонстрирующей свою изнеженность.

?а смену прямому силуэту приходит силуэт, немного расширяющийся

книзу. Длина юбок увеличивается - они опускаются до щиколотки.

?аспространившийся в архитектуре стиль конструктивизма накладывает

свой отпечаток и на моделирование одежды. Форма насыщается

конструктивными линиями, в фасонах господствует геометрический

рисунок. ?озднее, в конце 30-х годов, в моде наблюдается определенный

оттенок милитаризации, распространившейся в Западной Европе и прежде

всего в fермании. ?роисходит дальнейшая эволюция силуэта от

прямоугольника к треугольнику. ?асширились плечи, обознаяилась талия,

сложность конструктивных линий и их обилие внутри силуэта

уменьшились. ?днако конструктивность как основа разнообразия моделей

сохраняет ведущую роль.

Создание новых видов одежды происходило в русле модного

направления того времени. ?одели одежды, в частности платьев, имели в

силуэте подчеркнутую талию, расширенные плечи и различную форму

юбок - прямую и расширенную книзу. ?ттенок спортивности и

милитаризации костюма соответствовал стремлениям к овладеванию

военными специальностями, к достижению спортивных успехов,

распространенным главным образом среди молодежи.

fоловные уборы приобрели лаконичность объемов, стали похожи на

шлемы, каски плотно охватывающие голову. ?ольшое распространение

получили береты, всевозможные вязанные шапочки. В связи с этим

художникам пришлось иметь дело не только с прямым рубашечным

силуэтом. ?оследний, не исчезая окончательно, изменил свою форму, стал

более умеренным по объему. Линия талии расположилась на естественном

месте.

?аиболее активно метод отражения народного искусства стал

проявляться при создании ассортимента легкого женского и детского

платья, имевшего в своей основе покрой русской рубахи.

Инализ деятельности художников ?осковского Дома моделей

позволяет установить ее связь с искусством народного костюма.

?апример,широкая пройма прямого рукава, применяющаяся в качестве

модного элемента, была взята из народной одежды. Сходство с ней

имеется и в цветном оформлении, в приемах украшения, когда отделкой

подчеркивается та или иная деталь, например цветная ластовица,

цветной уголок на плечах.

?ыли разработаны новые модели детской одежды - она стала

яркой, своеобразной. Ее форма и украшения начали ставиться в

зависимость от возрастной специфики строения детской фигуры и

развития детской психологии. Свободный и удобный покрой, необходимый

в детском костюме, имел множество вариантов, прообразы которых были

найдены художниками в искусстве народной одежды. Вышивка и другие

приемы отделки легко и органично сочетались с простыми

конструктивными линиями платьев, сарафанов, пальто. ?тражение народных

основ в моделировании советского костюма можно видеть в

деятельности ?осковского Дома моделей. ^звестный художник- модельер И.

Ф. ?ланк пишет, что поиски народных основ в первую очередь

выразились в изучении творчества культуры и быта народов ССС?,

отраженных в национальной одежде. ?ародные мотивы художественно

обрабатываются и используются при создании костюма. ^зучая экспонаты

музеев, выстановок и знакомясь со специальной литературой, ?осковский

Дом моделей заимствует отдельные элементы многочисленных видов

одежды, перерабатывает их и применяет в женском платье в различных

вариациях. ?апример, форма рукава русской рубахи, удобная, красивая и

простая в покрое, часто используется в фасонах Дома моделей. Своей

легкостью и изяществом линий она украшает фигуру женщины. Дом

моделей широко разработал этот мотив и настойчиво вводит его в

платья, которые вообще строятся по методу прямых строгих линий. В

цветовых сочетаниях Дом моделей также идет от народного творчества,

применяя расцветку народных костюмов и мотивы национальных вышивок.

^нтересно и по- новому используются швы, которые становятся не

только неизбежной технической деталью, но и средством украшения

женского платья. Художники применяют вставку в швы цветных беек,

достигая этим цветового и конструктивного эффекта. В рукавах и у

горловины применяются сборки. ?ни также позаимствованы из народных

костюмов. ^х использование в моделировании обосновывается не только

с художественных, но и с утилитарных позиций_ маскируя покатость

плеч (частый недостаток фигуры), сборки являются прекрасной отделкой

платья. ?азличные способы обработки горловины и рукавов, цветные

всавки в плечевых швах, рулик, завязочки вместо пуговиц, кисточки -

все это может служить простым и изящным украшением платья.

?рямой крой платьев принимается Домом моделей за основу

создания новых форм. Если следить за использованием рубашечной

формы, то ее переработку в моделях одежды можно наблюдать в разном

решении: 1) перед и спинка платья кроятся из целого куска, рукава

или цельнокроенного "кимоно", очень распространенные в то время, или

втачные; 2) стан платья- рубахи имеет продольные линии кроя,

проходящие или через его центр, или симметрично по обе стороны

среденй линии. Здесь мы видим явную аналогию с покроем не только

русских рубах, но и рубах других народностей, например народов

?оволжья.

?аиболее детальному исследованию и многобразному использованию

подвергается декор рубахи. fлавный композиционный центр декоративного

решения - плечевой пояс: вышивка у ворота, на груди и рукавах

имеет разнообразные варианты, взятые для узора оформления современной

одежды, в частности женских платьев.

Связь народного костюма с современным проявилась в

моделировании женской верхней одежды в меньшей степени и в ином

характере, чем в легком платье. ?существлялась она главным образом

через преемственность формы народной одежды. ?апример, в моде того

времени утвердилась форма казакина. ?ак известно, казакин - верхняя

суконная одежда с длинными рукавами, облегающими фигуру в верхней

части и расширяющаяся книзу. С некоторыми различиями покрой казакина

был принят у многих народностей. С понятием "казакин" всегда

связывается представление об очень сильно облегающей фигуру стройной

форме одежды.

В моделировании одежды силуэт казакина появился в начале 30-х

годов. ?а рисунке изображена модель женского пальто в форме

казакина. ?асширенный верх этого пальто, прямая линия плеч, удлиненная

за счет головки буффонированного рукава, двубортная застежка с

одной стороны вызывают представления о шинели, с другой - о русском

полушубке, черты которого можно заметить в линия спинки, в

характере сочленения нижней части корпуса полушубка с верхней

частью.

Если обобщить факты отражения народного искусства в

моделировании одежды 30-х годов, то можно сделать следующий вывод:

интерес к народному искусству в деятельности художников- модельеров

значительно повысился. ?своение фолклера для использования в

современном силуэте явилось одним из источников творчества

модельеров ?осковского Дома моделей. ?руг мотивов, которые попадают в

сферу внимания художников- модельеров и в дальнейшем являются

исходными творческими моментами, достаточно разнообразен: форма одежды,

цветовые сочетания, орнаментация, цвет итехника вышивки, приемы

отделки, использование шва одновременно как конструктивной и

украшающей линии.

?о отношению к народному искусству наблюдается односторонний

подход. ?своение его происходит путем прямого использования, иногда

полного заимствования из народной одежды покроя, формы деталей,

отдельных элементов вышивки. ?апример, как источник творческой работы

модельеров выделяются лишь внешние признаки народного костюма:

характер покроя, формы, декора. Ввиду недостаточной изученности

народного искусства как явления вцелом выпадали из виду такие

важные факторы, как зависимость конструкции, формы и украшения от

технических возможностей способа производства костюма; бытовая

обуслвленность, всвязи с требованиями которой народный костюм был

различен по материалу, количеству украшения, затратам труда в

зависимости от того, когда, кем, в каком жизненном случае он

применялся.

?то мешало творческому подходу к искусству народного костюма

как к сокровищнице идей, сковывало инициативу модельеров и

ограничивало результаты их работы проектированием современных моделей

с обязательным применением вышивки. Связь с модой осуществлялась

путем введения творческих находок от народного в уже найденные

формы господствующего силуэта. ?роме того, сложный конструктивный

строй современной одежды, сформировавшийся под влиянием стиля

конструктивизма, мешал контакту с конструктивным строем народных

одежд.

Если в 20-х годах форма и покрой городской одежды совпадали

в общих чертах с формой и покроем народной одежды, то в 30-х

годах такого совпадения не было. ?одная одежда не могла

"воспринимать" от народного костюма ни традиционных элементов

покроя, ни приемов размещения декора. ?опытки модельеров соединить

народное искусство и конструктивизм не имели успеха. ?одели одежды,

разрабатываемые художниками по народным мотивам, хотя и отличались

от идущей с Запада моды своей самобытностью, новизной, но были

перегружены в композиционном отношении и этнографичны.

4. »спользование народных мотивов в моделировании одежды

в 40-х .-..начале50-х годов

?азвернувшаяся деятельность моделирующих организаций была

прервана Великой ?течественной войной. ?осковский Дом моделей

возобновил свою работу только в 1944 году. ? этому времени в

коллективе модельеров, его сотрудников уже находился целый ряд

молодых художников- окончивших художественный факультет ?осковского

текстильного института. ^х творческая подготовка, основанная на

изучении искусства прошлого, способствовала дальнейшему развитию

советского моделирования в плане наследования народных традиций в

костюме. В своей работе художники- модельеры также обращались к

декоративной яркости и звучности народного прикладного искусства,

которое было тогда почти елинственным источником творчества.

?оступление информации о состоянии моделирования из-за границы и в

первую очередь из Франции прекратилось еще в 1939 году, когда

—траницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © ¬се права защищены
ѕри использовании материалов активна€ ссылка на источник об€зательна.