Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А
ТЕМА: “Методика разработки и выполнения муниципального бюджета”
ЕРЕВАН – 2004 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
Введение
Глава 1. Бюджетная система государства
1.1. Бюджетное устройство и принципы функционирования
бюджетной системы
1.2. Бюджетное устройство унитарных и федеративных государств
Глава 2. Муниципальный бюджет как главная база деятельности территориальных (муниципальных) органов власти
2.1. Бюджетное планирование и бюджетный процесс
2.2. Разработка муниципального бюджета и анализ его доходных и расходных статей
2.3. Финансовый контроль выполнения муниципального бюджета и
его роль в бюджетном процессе
Заключение
Список использованной литературы
В В Е Д Е Н И Е
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций и задач.
Экономические и политические реформы, проводимые как в России, так и в Армении с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему.
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Совершенствование механизма правового регулирования налогообложения в условиях рыночной экономики достигается посредством развития конституционных основ налогообложения, установления все более четких условий взимания налогов и иных обязательных платежей, реализации правовых мер по осуществлению налогово-бюджетного федерализма.
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.
Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.
Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств.
Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы.
При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отличается от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределении доходов и собственности. Сектор государственного управления отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат – с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики.
Рыночные условия хозяйствования предполагают свободное движение капиталов и товаров, стихийное формирование отношений между участниками воспроизводственного процесса, натуральных и стоимостных пропорций. При этом частный капитал не в состоянии решить многие проблемы социально-экономического развития. В этой связи государство осуществляет прямое (с помощью законодательных и иных нормативных актов) и косвенное социально-экономическое регулирование.
Косвенное регулирование осуществляется через финансовую и кредитную политику, в реализации которой центральную роль играет государственный бюджет. Рычагами государственного воздействия при налогообложении являются налоговые ставки и льготы, оказывающие влияние на объем производства, предложение и спрос на отдельные виды товаров и услуг.
При расходовании средств государство осуществляет финансирование государственных программ направленных на содействие развитию тех или иных отраслей и производств, изменение структуры производства, субсидирует отдельные отрасли и предприятия, ни государственного воздействия являются также льготные и беспроцентные и гарантии по банковским ссудам.
Благоприятное воздействие бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов и расходования бюджетных ресурсов в отношении экономики в целом на основе рационального налогообложения населения и принятии, объема и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, стабильности производства и повышения материального уровня и условий жизни населения.
Бюджеты муниципальных образований относятся к местным бюджетам. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением органы местного самоуправления осуществляют самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. В этих бюджетах могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти, а не муниципалитетами.
Нашей задачей в данной работе было показать методику разработки и выполнения муниципального бюджета в РФ и РА. С этой целью мы рассмотрели такие вопросы, как: бюджетное устройство РФ и РА, сравнив его с бюджетным устройством унитарных и федеративных государств; бюджетное регулирование и основные этапы бюджетного процесса; разработку муниципального бюджета и анализ его доходных и расходных статей и многие другие вопросы, так или иначе касающиеся данной проблемы.
Нами была использована не только изданная литература отдельных авторов, но и различные Законы, подзаконные акты и другие нормативно-правовые акты, регулирующие бюджетный процесс в РФ и РА: Бюджетный кодекс РФ, ФЗ РФ «О финансовых основах местного самоуправления РФ», ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2002г.», ФЗ РФ «О бюджетной классификации», нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий финансовый год и т.д.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетное устройство страны характеризуется бюджетной системой и бюджетной классификацией.
Áþäæåòíîå óñòðîéñòâî Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè – ýòî îðãàíèçàöèÿ áþäæåòíîé ñèñòåìû, ïðèíöèïû åå ïîñòðîåíèÿ. Áþäæåòíàÿ ñèñòåìà ñòðàíû ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îñíîâàííóþ íà ýêîíîìè÷åñêèõ îòíîøåíèÿõ è þðèäè÷åñêèõ íîðìàõ ñîâîêóïíîñòü ðåñïóáëèêàíñêîãî áþäæåòà ÐÔ, áþäæåòîâ ãîñóäàðñòâåííûõ è àäìèíèñòðàòèâíî-òåððèòîðèàëüíûõ îáðàçîâàíèé è ìåñòíûõ áþäæåòîâ. Вместе с системой внебюджетных фондов она образует систему государственных финансов.
Структура бюджетной системы определяется структурой государственного управления. Сектор государственного управления в России, как в республике с федеральным устройством, охватывает федеральный, региональный (республики, края, области, Москва, Санкт-Петербург) и местный (муниципальный) уровни. В унитарных (единых) государствах существует два уровня управления: центральный и местный (муниципальный).
Основные типы институциональных единиц, относящихся к сектору органов государственного управления, следующие:
федеральные органы управления: Федеральное Собрание, аппарат Президента Российской Федерации, аппараты федеральных министерств и ведомств; государственные учреждения здравоохранения, образования, культуры и искусства, науки, финансируемые, как правило, из федерального бюджета; государственные внебюджетные фонды; учреждения (посольства, представительства, консульства) Российской Федерации за границей;
региональные органы управления: органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, аппараты президентов республик в составе Российской Федерации, аппараты исполнительной власти Российской Федерации; государственные учреждения здравоохранения, образования, культуры и искусства, науки, финансируемые за счет бюджета субъектов Российской Федерации; внебюджетные фонды, создаваемые субъектами Российской Федерации; представительства субъектов Российской Федерации;
местные (муниципальные) органы управления: органы законодательной (представительной) власти, аппараты местной администрации, аппараты местной исполнительной власти; государственные учреждения здравоохранения, образования, культуры и искусства, науки, финансируемые из местного бюджета; внебюджетные фонды, создаваемые местной администрацией.
Различные государственные единицы должны объединяться с тем уровнем государственного управления, за счет которого в основном осуществляется их финансирование и который контролирует их деятельность. Например, операции по социальному страхованию рассматриваются как часть того уровня управления, на котором они осуществляются.
Áþäæåòíàÿ ñèñòåìà ÐÔ ñîñòîèò èç áþäæåòîâ òðåõ óðîâíåé[1]:
ü Ôåäåðàëüíûé áþäæåò;
ü Áþäæåòû ñóáúåêòîâ Ôåäåðàöèè;
ü Áþäæåòû ìóíèöèïàëüíûõ îáðàçîâàíèé.
Ãîñóäàðñòâåííàÿ áþäæåòíàÿ ñèñòåìà ÐÔ âêëþ÷àåò ðåñïóáëèêàíñêèé (ôåäåðàëüíûé) áþäæåò, 21 ðåñïóáëèêàíñêèé áþäæåò â ñîñòàâå ÐÔ, 55 êðàåâûõ è îáëàñòíûõ áþäæåòîâ, ãîðîäñêèå áþäæåòû Ìîñêâû è Ñàíêò-Ïåòåðáóðãà, 10 îêðóæíûõ áþäæåòîâ àâòîíîìíûõ îêðóãîâ, áþäæåò Åâðåéñêîé àâòîíîìíîé îáëàñòè è îêîëî 29 òûñÿ÷ ìåñòíûõ áþäæåòîâ (ãîðîäñêèõ, ðàéîííûõ, ïîñåëêîâûõ, ñåëüñêèõ).
Ôåäåðàëüíûé áþäæåò è áþäæåòû ãîñóäàðñòâåííûõ âíåáþäæåòíûõ ôîíäîâ ðàçðàáàòûâàþòñÿ è óòâåðæäàþòñÿ â ôîðìå ôåäåðàëüíûõ çàêîíîâ, ñóáúåêòîâ Ôåäåðàöèè è ñóáôåäåðàëüíûõ âíåáþäæåòíûõ ôîíäîâ – â ôîðìå çàêîíîâ ñóáúåêòîâ Ôåäåðàöèè. Áþäæåòû ìóíèöèïàëüíûõ îáðàçîâàíèé, ìóíèöèïàëüíûå âíåáþäæåòíûå ôîíäû ðàçðàáàòûâàþòñÿ è óòâåðæäàþòñÿ ïðàâîâûìè àêòàìè ïðåäñòàâèòåëüíûõ îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ ëèáî â ïîðÿäêå, óñòàíîâëåííîì óñòàâàìè ìóíèöèïàëüíûõ îáðàçîâàíèé. Áþäæåòû íèæåñòîÿùèõ îðãàíîâ ñàìîóïðàâëåíèÿ íå âõîäÿò ñâîèìè äîõîäàìè è ðàñõîäàìè â áþäæåòû âûøåñòîÿùèõ óðîâíåé.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19