Проект федерального бюджета и другие документы, полученные Государственной Думой, направляются в ее комитеты по бюджету, налогам, банкам, финансам, а также другим комитетам для рассмотрения, подготовки предложений и заключения.
Не позднее 1 октября правительство вносит дополнительно в Государственную Думу оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета на текущий год и консолидированного бюджета Российской Федерации за отчетный год, поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета и ряд других материалов. Банк России в эти же сроки представляет проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на планируемый финансовый год.
Бюджетный процесс в муниципальном образовании проходит следующим образом.
Представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании в соответствии с общими принципами, установленными федеральными законами и законами субъекта РФ.
Составление проектов местных бюджетов, их утверждение и исполнение осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией. Представительный орган местного самоуправления принимает решение о целях, формах и суммах долгосрочных заимствований в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, финансовые средства муниципального образования до утверждения бюджета расходуются по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере 1/12 суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.
Исполнение местных бюджетов контролируется представительными органами местного самоуправления.
Взаимодействие органов местного самоуправления с территориальными органами МНС России обеспечивает: координацию и объединение усилий по контролю за своевременным и полным поступлением в бюджеты налоговых платежей всех видов; взаимное предоставление необходимой информации. Представительный орган местного самоуправления может за счет средств местного бюджета создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов. Эта служба объединяет и координирует свою деятельность с территориальными органами МНС России.
Для обслуживания и исполнения местных бюджетов органы местного самоуправления заключают соглашения с территориальными органами Главного управления федерального казначейства. В этом случае полномочия таких территориальных органов распространяются на организации, осуществляющие операции со средствами местного бюджета. В целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета представительный орган местного самоуправления может создавать за счет средств местного бюджета муниципальное казначейство. Органы местного самоуправления через территориальные органы Главного управления федерального казначейства возлагают определенные функции на уполномоченный банк:
ü кассовое исполнение местного бюджета;
ü кассовое обслуживание органов местного самоуправления;
ü размещение свободных остатков средств местного бюджета путем покупки государственных и муниципальных облигаций с обязательным зачислением доходов по ним в местный бюджет;
ü размещение муниципальных облигаций и билетов муниципальных денежно-вещевых лотерей.
В финансово-кредитной сфере органы местного самоуправления наделены следующими правами:
ü выбирать из числа банков уполномоченный банк путем проведения открытого конкурса;
ü осуществлять эмиссию муниципальных облигаций и жилищных сертификатов;
ü выдавать предусмотренные местным бюджетом ссуды юридическим и физическим лицам при условии обеспечения финансирования расходной части местных бюджетов;
ü получать в кредитных организациях краткосрочные и долгосрочные кредиты на условиях, согласованных с представительными органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления не имеют права передавать средства местного бюджета и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в уставный капитал кредитных организаций.
Особое значение в привлечении дополнительных финансовых ресурсов на территории муниципального образования играют муниципальные займы.
Договор муниципального займа заключается путем приобретения гражданином или юридическим лицом выпущенных органом местного самоуправления муниципальных облигаций. Их выпуск может быть предпринят только в целях реализации программ и проектов развития муниципального образования, утвержденных в порядке, установленном уставом муниципального образования. Выпуск муниципальных облигаций обеспечивается муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов. Порядок выпуска муниципальных облигаций определяется законодательством РФ. Государство не несет ответственности по обязательствам муниципального образования, а муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам государства.
Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% объема расходной части местного бюджета. Краткосрочные заимствования в любой форме не могут производиться до утверждения местного бюджета на текущий финансовый год. Размещение, обращение, распространение муниципальных облигаций осуществляются в соответствии с законодательством РФ.
2.2. Разработка муниципального бюджета и анализ его доходных и расходных статей
На муниципальные органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в решающей части проводится за счет средств этих бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.
В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности территориальных бюджетов, их государственной финансовой поддержки, территориального формирования источников и доходов. Исходя из этих принципов доходы территориальных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.
Собственные или закрепленные доходы — это средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, т. е. полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступающие в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. Основу собственных доходов составляют местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, переданные в территориальные бюджеты в твердой доле на постоянной основе.
Термин «регулирование бюджетов» широко применяется в теории и практике бюджетной работы. Государство предоставляет территориальным органам власти сверх имеющихся в их распоряжении закрепленных доходов финансовые ресурсы, необходимые для выполнения возложенных на них функций. Таким образом, государство регулирует все бюджеты, балансирует их доходы и расходы.
Регулирующие доходы — это совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов. К регулирующим доходам относятся все финансовые ресурсы, используемые для этих целей, т. е. процентные отчисления от федеральных и региональных налогов, дотации, субвенции, средства, полученные из вышестоящих бюджетов по взаимным расчетам, средства, полученные из федерального и региональных фондов финансовой поддержки территорий.
Таким образом, это средства, переданные вышестоящим органом власти нижестоящему на основании юридического акта (закона, постановления, решения, распоряжения). Передача средств производится либо заблаговременно, т.е. до начала планируемого года на основании плана регулирования и законодательного акта о бюджете на планируемый год, либо в процессе исполнения бюджета по указанию вышестоящих распорядительных и исполнительных органов.
Доходную часть территориальных бюджетов характеризуют следующие данные:
Территориаль-ные бюджеты
Региональные бюджеты
Местные бюджеты
Доходы всего без внутренних оборотов
из них:
433429
254158
179271
1. Налоговые доходы
331524
164550
164974
- прямые налоги на прибыль, доход, из них:
143258
66676
76582
налог на прибыль
69195
42616
26579
подоходный налог с физических лиц
73485
23899
49586
- налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда
9236
3849
5387
- налоги на товары и услуги
74166
45693
28473
налог на добавленную стоимость
54094
32760
21334
акцизы
12533
9416
3137
- налоги на имущество
47161
22645
24516
налог на имущество
с физических лиц
462
20
442
налоги на имущество с предприятий
46614
22602
24012
- платежи за использование природных ресурсов
29750
17781
11969
плата за недра
12090
6993
5097
земельные налоги и арендная плата за землю
8402
2843
5559
2. Неналоговые доходы
21280
15158
6122
3. Безвозмездные перечисления
74472
68695
5777
- дотации и субвенции из федерального бюджета
6513
2637
3876
- средства, полученные по взаимным расчетам
23064
22260
804
Êðîìå òîãî, â ìåñòíûå áþäæåòû ïîñòóïèëî 77490 ìëðä. ðóá. â âèäå äîòàöèé, ñóáâåíöèé è ñðåäñòâ ïî âçàèìíûì ðàñ÷åòàì ñ ðåãèîíàëüíûìи áþäæåòàìè.
Что касается муниципальных бюджетов РА, то здесь дело обстоит следующим образом (см. Таблицу 2)[17]:
Таблица 2
Запланированные доходы и выполнение местных бюджетов РА в 2001г.
Доходы
Годовой план
Фактически
Выполнение в %-ах
к плану
Доходы административного бюджета
28123,1
15249,1
54,2
Налоговые доходы, в том числе
11578,2
4527,3
39,1
Налог на имущество
4892,7
2811,4
57,5
Земельный налог
6603,4
1667,8
25,3
Иные налоговые поступления
82,1
48,1
58,6
Пошлины, в том числе
883,4
693,9
78,5
Местные пошлины
497,9
319,5
64,2
Государственные пошлины
385,5
374,4
97,1
Неналоговые доходы, в том числе
3191,7
1665,6
52,2
Плата за аренду земли
1988,1
775,2
39,0
Плата за аренду имущества
157,8
88,5
56,1
Местные платежи
166,7
124,6
74,7
Иные неналоговые доходы
879,1
677,3
Официальные трансферты, в том числе
9561,2
6866,3
71,8
Дотации из государственного бюджета
9411,7
6801,9
72,3
Трансферты, полученные из иных источников
149,5
64,4
43,1
Свободный остаток средств административного бюджета
1084,8
1088,0
100,3
Отчисления фондовому бюджету
1823,8
408,0
22,4
Доходы фондового бюджета
2387,4
848,1
35,5
Целевые перечисления на финансирование капитальных расходов, в виде официальных трансфертов из государственного бюджета (субвенции)
1,5
100,0
Иные целевые перечисления на финансирование капитальных расходов
5,0
Перечисления из административного бюджета
1823,7
Доходы от продажи имущества
492,3
400,3
81,3
Иные поступления
33,0
0,6
1,8
Свободный остаток средств фондового бюджета
31,9
32,7
102,5
Всего (без перечислений из административного бюджета фондовому)
28686,7
15281,2
53,3
Баланс
30510,5
15689,2
51,4
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19