Рефераты. Совершенствование системы управления качеством






-         определение форм и периодичности обработки информации о затратах на качество;

-         установление порядка регулярного информирования руководства предприятия о фактических затратах на качество при проведении внутренних проверок функционирования системы качества.



    

3.2. Приведение стандартов, действующих на предприятии АО “Москвич” в соответствие со стандартами МС ИСО серии 9000


     Большинство промышленных, торговых и правительственных организаций производят продукцию или услуги в расчете на удовлетворение потребностей или требований потребителей. Эти требования обычно включают в технические условия (ТУ). Однако сами по себе, ТУ не являются гарантией того, что требования потребителей будут действительно удовлетворены, поскольку в ТУ или в организационную систему, охватывающую проектирование и реализацию продукции или услуг, могут вкрасться несоответствия. Это привело к необходимости развития стандартов и руководящих документов на систему качества, дополняющих требования к продукции или услуг, установленных в ТУ. Серия стандартов ИСО 9000 –ИСО 9004 рационализирует опыт, накопленный национальными организациями в этой области. Система качества одной организации отличается от системы качества другой организации, поскольку ее формирование зависит от целей, стоящих перед организацией, ее специфики, вида производства или услуг, и свойственного ей практического опыта. В соответствии с ГОСТ 15467-79, под КС УКП на АО “Москвич” понималась совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств при управлении качеством на уровне объединения или предприятия. В отличие от прежних отечественных систем, КС УКП охватывала все звенья жизненного цикла продукции и всех участников производственного процесса. Она органически входила в систему управления производством и строилась в полном соответствии с ее структурой как функциональная подсистема.

Как видно, определенные принципы, заложенные в основу КС УКП, соответствовали принципам и требованиям системы качества на базе ИСО. К таковым относятся и системно-комплексный подход к воздействию на качество, и рассмотрение КС УКП в качестве подсистемы общей системы управления предприятием, и необходимость документирования системы, и ряд других. Но, как уже было отмечено выше, в условиях планово-распорядительной экономики потенциал КС УКП, имевших определенные достоинства, не мог быть реализован. КС УКП, являясь лишь одной из подсистем систем управления предприятием, были не в состоянии сами по себе решить проблему качества в неэффективной в целом экономике, не ориентированной на качественный рост. Этим объяснялся в основном формальный подход к их внедрению и обеспечению их функционирования. Однако КС УКП имели и серьезные изъяны, делающие их использование в прежнем виде неэффективным и с переходом к рыночным отношениям. Прежде всего, КС УКП были ориентированы не на требования потребителя, а на план, не случайно ими не был предусмотрен элемент маркетинга. Кроме того, КС УКП вообще охватывали лишь 4 этапа жизненного цикла продукции, оставляя без внимания большинство важных этапов петли качества, определяющих его стабильность.

В рамках КС УКП заботы о качестве возлагались в основном на специализированные подразделения – службы управления качеством и ОТК, не имевшие к тому же должной поддержки руководителей предприятий. В КС УКП акцент был сделан на контроль качества, а не на его профилактику. КС УКП не предусматривали таких рыночных компонентов управления, как учет и оценка затрат на качество, увязка качества с результатами экономической деятельности предприятия и т.д. Наконец, в КС УКП отсутствовали такие важные элементы, как политика предприятия в области качества, внутренняя проверка системы, ответственность руководства и  ряд других.

Таким образом, несмотря на определенную общность методологического подхода, положенного в основу системы качества, регламентированной стандартами ИСО, и КС УКП, между ними имеются существенные различия. КС УКП в прежнем виде не способны вписываться в рыночный механизм и обеспечить достижение уровня качества, удовлетворяющего динамично меняющимся рыночным потребностям, с минимальными затратами.

С развитием рыночных отношений, расширением внешнеэкономических связей наличие на отечественном предприятии системы качества, соответствующей стандартам ИСО серии 9000, становится определяющим фактором не только надлежащего качества, но и конкурентоспособности создаваемой им продукции. На мировом рынке самое высокое качество товара (даже при прочих равных условиях) еще не гарантирует его производителю коммерческого успеха. В большинстве случаев потребители или заказчики, желая быть уверенными в способности поставщика стабильно производить продукцию необходимого им уровня качества, требуют подтверждения того, что данное предприятие имеет соответствующую систему качества. При отсутствии сертификата заказчик может сам осуществить проверку системы. В современной мировой практике внедрение МС ИСО серии 9000 почти всегда является обязательным условием при заключении контрактов. Поэтому в случае отсутствия у предприятия высокоэффективной системы качества оно либо может потерять контракт, либо будет вынуждено продавать свою продукцию по весьма заниженной цене. Таким образом, без внедрения стандартов ИСО серии 9000 становится невозможной эффективная экспортная деятельность, а по мере насыщения внутреннего рынка товарами высокоразвитых стран и развития конкуренции - трудности со сбытом будут возрастать и здесь.

Все это способствует пробуждению у российских товаропроизводителей интереса к внедрению стандартов ИСО в целях непрерывного и долгосрочного улучшения качества, обеспечения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.

      Внедрение МС на АО “Москвич” вызывает необходимость пересмотра сложившейся терминологии с учетом требований стандарта ИСО 8402 (Качество. Словарь). Исходя из концепции стандартов ИСО, главная цель в области качества может быть определена, как достижение высокого уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции экономически эффективным образом. Данная цель достигается путем решения основных задач в области качества, установленных в МС ИСО серии 9000. Реализация политики в области качества должна стать повседневным делом каждого подразделения. Для определения планирования мероприятий обеспечения качества целесообразно формировать целевые научно-технические программы повышения качества по каждому виду продукции. По нашему мнению, необходимо следующая последовательность этапов разработки программ:

1.      Анализ ситуации, сложившейся на предприятии и выявлении узких мест в решении проблемы повышения качества продукции.

2.      Перечисление всей совокупности факторов, от которых зависит ликвидация узких мест. Составление перечня факторов

3.      Составление списка подразделений и служб, способных воздействовать на факторы, от которых зависит ликвидация узких мест. Формулирование заданий подразделениям и  службам по повышению качества выпускаемой продукции.

4.      Выбор показателей, характеризующих качество продукции и установление их значений, достижение которых необходимо в результате программы.

5.      Разработка структурно-целевой части программы (“дерево целей”, в вершине которого указана главная цель, расчленяемая далее на цели и задачи различного уровня – “ветви дерева целей”). Процесс последовательного расчленения заданий на более частные продолжается до тех пор, пока не будет сформулировано задание или определено мероприятие, которое будет поручено отдельным исполнителям.

6.      Разработка адресной части программы с перечислением всех мероприятий и заданий, которые должны быть выполнены ее участниками в определенные сроки.

7.      Определение затрат на выполнение заданий при реализации программы.


       Главная особенность целевой программы заключается в том, что она объединяет деятельность всех подразделений, обеспечивающих достижение поставленной цели. Первое и основное требование к такой программе – соответствие между поставленной конечной целью, содержанием частных целей и задач, которые должны обеспечивать ее достижение, сроками их выполнения и имеющимися для этого ресурсами. Если это требование выполняется, то можно думать над тем, как наладить совместную, согласованную работу всех подразделений предприятия. В соответствии с идеологией стандартов ИСО серии 9000, система качества должна функционировать таким образом, чтобы обеспечить уверенность в том, что проблемы предупреждаются, а не выявляются после возникновения. Мероприятия по предупреждению несоответствия могут быть в виде принудительной замены технологической оснастки и инструмента, планово-предупредительного ремонта оборудования, технического обслуживания, обеспечения необходимой документацией всех рабочих мест и своевременного изъятия устаревшей документации. Комплексная система управления качеством продукции и система качества, регламентированная стандартами ИСО, базируются на одной общей методологии, а именно – на комплексном управлении качеством продукции. В стандартах ИСО закреплены многие элементы и решения, установленные в методологических материалах по управлению качеством продукции.

Главная цель управления качеством продукции в условиях конкурентной экономики – достижение требуемого потребителем уровня качества с минимальными затратами – не может быть достигнута лишь на основе реализации мер экономического характера, без учета организационного фактора – наличия на предприятии современной высокоэффективной системы управления качеством, центральное место в которой отводится проведению предупредительных мероприятий по всему инновационному циклу.. В рамках же системы качества необходимо задействование и социального (человеческого) фактора, остающегося основным в решении данных проблем. Внедрение подобной системы позволяет снизить уровень затрат на качество до 2,5%. Таким образом, исключительная важность рассмотрения вопросов разработки, внедрения и функционирования на отечественных предприятиях систем качества, отвечающих требованиям международных стандартов ИСО серии 9000, представляется очевидной.


     В результате были сформулированы основные положения комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП) и найдена форма претворения их в жизнь -  стандарты предприятия.










ПЛАН

по приведению стандартов предприятия в соответствие с требованиями

МС ИСО 9000

 

Наименование стандартов и других документов:

1.      Политика АО “Москвич” в области качества.

2.      Руководство по качеству (механизм реализации системы качества).

0.МАРКЕТИНГ, ПОИСКИ И ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА

3.      СТП 37.201.0.001

Организация маркетинговой деятельности.

1.      ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ПРОДУКЦИИ

4.      СТП 37.201.1.000

Конструкторская подготовка производства.

Основные положения.

5.      СТП 37.201.1.001

Документы УКЭР, определяющие состав и комплексность документов для подготовки производства. Выпуск КД для ТПП.

6.      СТП 37.201.1.002

Порядок оформления изменений КД при выпуске с помощью ЭВМ (новый)

7.      СТП 37.201.1.003

Порядок оформления изменений КД.

8.      СТП 37.201.1.004

Установление и обеспечение уровня надежности автомобилей на стадии разработки и подготовки на производство. (новый)

9.      СТП 37.201.1.005

Проверочные испытания аварийных единиц и деталей на стадии их разработки (новый)

10.  СТП 37.201.1.006

Порядок разработки технико-экономического обоснования и стадий технического проектирования конструкторских разработок (новый)

11. СТП 37.201.1.007

Порядок отработки конструкции на технологичность, контролируемость и ремонтопригодность.

12.СТП 37.201.1.008

Сертификация продукции. (новый)


           13. СТП 37.201.1.009

Положение о мастер-моделях.

            14.СТП 37.201.1.010

Порядок внедрения в производство новых материалов.

15.  СТП 37.201.1.011

Разработка и передача КД на средства технологического оснащения и тару.

            16. СТП 37.201.1.012 

Порядок выполнения работ при закупке по импорту оборудования, оснастки и комплектующих изделий.


2.      ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА НОВЫХ И МОДЕРНИЗИРОВАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ


17.СТП 37.201.2.000

Технологическая подготовка производства. Основные положения и порядок организации ТПП.

18. СТП 37.201.2.031

      Порядок разработки, согласования и внесения изменений в технологические документы.

19.   СТП 37.201.2.032

Порядок выдачи спецификаций на СТО и их проработки, выдачи заказов на изготовление дублеров СТО, планирования и изготовления.

20. СТП 37.201.2.033

      Приемка технологической оснастки и корректив рока КД на оснастку и изделия         основного производства

21.  СТП 37.201.2.034

Порядок оформления отчетных документов о готовности к производству

3.      КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА И ИСПЫТАНИЯ ПРОДУКЦИИ

22. СТП 37.201.3.000

      Контроль качества продукции. Основные положения.

23.   СТП 37.201.3.031

Инспекционный контроль продукции основного производства

24.   СТП 37.201.3.032

Технический контроль. Виды и применение.

25.  СТП 37.201.3.033

Сертификационные, ККИ и инспекционные испытания автомобилей.

26.  СТП  37.201.3.034

Порядок отбора и согласования образцов (эталонов) изделий.


4.      АНАЛИЗ ПРИЧИН ДЕФЕКТОВ, ОТКЛОНЕНИЙ И ИХ УСТРАНЕНИЕ


27.  СТП 37.201.4.011

Контрольный осмотр автомобилей

28. СТП 37.201.4.012

      Контрольные осмотры, разборки и замеры узлов и агрегатов автомобиля для определения их качества.

29.  СТП 37.201.4.013

Анализ причин дефектов продукции в процессе изготовления и контроля, учет и списание.

30.  СТП 37.201.4.014

Порядок проведения “дня качества”.

31.  СТП 37.201.4.015

Оценка качества готового автомобиля. (новый)

32.  СТП 37.201.4.016

Порядок разработки организационно-технических  мероприятий по качеству, контроль за их выполнением. (новый)

33.  СТП 37.201.4.017

Оценка качества труда основных рабочих. (новый)


5. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕФЕКТОВ

5.1. Входной контроль изделий


34. СТП 37.201.5.011

      Входной контроль металлов.

35. СТП 37.201.5.012

      Входной контроль материалов полуфабрикатов и комплектующих изделий и

      оценка их качества.

36. СТП 37.201.5.013

     Уровень качества продукции поставщиков. Формы и методы работы по улучшению качества продукции.

5.2. Ремонт и обслуживание оборудования

37. СТП 37.201.5.014

      Планово-предупредительное обслуживание оборудования.

38. СТП 37.201.5.015

      Текущий ремонт оборудования (новый)

39. СТП 37.201.5.016

                  Экстренный ремонт оборудования (новый)

40. СТП 37.201.5.017

      Система технического обслуживания и ремонта оборудования. Организация технической инспекции. (новый)

41. СТП 37.201.5.018

      Проверка и ремонт энергетического оборудования.

42. СТП 37.201.5.009

      Порядок контроля технологической дисциплины.

43. СТП 37.201.5.010

      Авторский контроль качества изготовления деталей и узлов автомобиля. (новый)


6.      ИСКЛЮЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЛУЧАЙНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕФЕКТНЫХ ИЗДЕЛИЙ

44. СТП 37.201.6.011

      Маркировка материалов, деталей и узлов. Обеспечение прослеживаемости и изоляции дефектной продукции. (новый)


7.      ПРЕДПРОДАЖНАЯ ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЕЙ

45. СТП 37.201.7.001

      Предпродажная подготовка автомобилей. (новый)


8.      ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

46. СТП 37.201.8.001

      Сбор и обработка информации о качестве и надежности автомобилей. Основные положения.

9.      ГАРАНТИЙНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ

47. СТП 37.201.9.000

      Гарантийное обслуживание. Общие положения.


10.  МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

48. СТП 37.201.10.010

      Метрологическое обеспечение. Основные положения.

49. СТП 37.201.10.011

      Приобретение средств измерений, их учет и списание.

50. СТП 37.201.10.012

      Метрологический контроль технической документации.

51. СТП 37.201.10.013

      Методика выполнения измерений. Требования к содержанию, порядок изложения и оформления.

52. СТП 37.201.10.014

      Метрологическое обеспечение разработки, изготовления и эксплуатации нестандартизированных средств измерений.

53. СТП 37.201.10.015

      Организация и порядок проведения проверки, калибровки и ремонта средств измерений геометрических величин. (новый)


12.  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ

54. СТП 37.201.12.001

      Материально-техническое снабжение. Основные положения.

55. СТП 37.201.12.002

      Оформление документации на поставку сырья и материалов.

56. СТП 37.201.12.003

      Хранение и обновление страховых запасов материалов. (новый)


13.  ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ

57. СТП 37.201.13.001

      Непрерывное производственно-экономическое обучение.

58. СТП 37.201.13.002

      Мотивационный механизм обеспечения качества труда. (новый)

59. СТП 37.201.13.003

      Порядок приема на работу. Стажировка. Обучение при стажировке. (новый)

60. СТП 37.201.13.004

      Повышение квалификации работников завода. (новый)


14.  ПРОВЕРКА, АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА

61. СТП 37.201.14.001

      Порядок проведения внутренних проверок системы качества и организации работ по ее совершенствованию.


15.  ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

62. СТП 37.201.15.001

      Порядок предъявления рекламаций к поставщикам по качеству материалов и комплектующих изделий, применяемых для изготовления автомобилей.

63. СТП 37.201.15.002

      Применение санкций к поставщикам.

64. СТП 37.201.15.003

      Порядок оформления внутризаводских заказов и заказов по работам для внешних организаций. (новый)


16.  ДОКУМЕНТЫ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА

16.1.        Сертификация производства


65. СТП 37.201.16.001

      Порядок проведения сертификации производственных подразделений.


16.2.        Положения и инструкции

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.