|
||||
Модификации |
4 |
3 |
2 |
1 |
Цена в пересчете на условную единицу* |
1 |
1,36 |
0,57 |
0,45 |
Индекс конкурентности Jк= оценка/цена |
29,0 |
18,38 |
28,07 |
28,88 |
Исходя из результатов таблицы 10, можно сделать вывод, что мотоциклы, производимые ООО «Иж-Мото», являются наиболее конкурентоспособными (отрыв от конкурентов очень несущественен, вследствие дороговизны мотоциклов) из всех мотоциклов, представленных на нашем рынке. Этот вывод основан как на сравнении цен, так и на некоторых конкурентных преимуществах мотоцикла Ижевского производства.
Рис.1 - Производство и реализация мотоциклов и мотокомплектов.
Последнее время наблюдается тенденция снижения объема продаж продукции мотоциклетного завода на внутреннем рынке России. Данная ситуация вызвана внешними объективными, вызванными социально-экономическим кризисом в России и снижением платежеспособности потребителя. А также ряд субъективных причин, в основе которых лежит несоответствие составляющих комплекса маркетинга ситуации на рынке:
- отсутствие информации относительно данного продукта на рынке,
- несовершенное формирование и использование каналов товародвижения,
- несоответствие цены положению предприятия среди конкурентов,
- несоответствие товарных составляющих предпочтениям потребителей ценового сегмента,
- отсутствие системы продвижения продукта.
Структура сбыта, приведена в таблице 11.
Таблица 11 - Характеристика каналов сбыта мотоцикло Марки «Иж» в 2006г.
Канал сбыта
Количество (шт.)
Сумма (руб.)
Внешний
3807
16 460,70
Внутренний
124
561,3
СТО
62
415,5
Всего
3994
9054,4
Таблица 9
Парк мототехники в 2006 году в Российской Федерации составил 6,2 млн. штук, в том числе мотоциклов – 5745шт.. В текущем году произошло падение объемов производства отечественной мототехники на 18 %. Особенно снизил производство завод имени Дегтярева. В тоже время есть и положительные моменты – возрождается мотоциклетный завод ОАО ”Молот”, наращивая темпы производства скутера “Стриж” и малолитражных двигателей, которыми предполагается комплектовать мототехнику класса 50 куб. см. собственного производства и планируемую к производству на ООО “Иж-Мото” и АК “Туламашзавод”.
Предприятию необходимо повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции и осуществить переход на выпуск новых продуктов, конкурентных на внутренних и внешних рынках. Первым этапом процесса, реализация которого позволит решить данные вопросы является формирование базового товарного ассортимента. На данном этапе необходимо определить, какие из стратегических вариантов наиболее приемлемы для реализации предприятием в сложившихся условиях. Рассмотрим практическую реализацию возможных направлений расширения товарного предложения фирмы.
Насыщение. Расширение существующих номенклатурных позиций предприятия за счет дифференциации – внесения каких-либо изменений в конструкцию или дизайн товара без изменения основной технической характеристики. Возможны следующие походы к реализации данного направления:
- различная комплектация мотоциклов: спицованные или литые колеса, дисковые или колодочные тормоза и т.д. (тем более что у предприятия имеется достаточное количество подобных разработок),
- выпуск мотоциклов разных типов: “чоппер”, ”турист”, ”эндюро”, ”спорт”,
- выпуск уникальных (под заказ), единичных (особая окраска, ручная сборка, обкатка) и мелкосерийных мотоциклов.
Наращивание. Наращивание ассортимента ООО “Иж-Мото» возможно по следующим направлениям:
- производство мотоциклов легкого класса с объемом двигателя 50-200см.куб. ( наращивание вниз),
- производство мотоциклов тяжелого класса с объемом двигателя свыше 500см.куб. ( наращивание вверх),
- двустороннее наращивание, т.е. развитие ассортимента в обоих направлениях.
Частичная диверсификация. Производство продукции на базе узлов и деталей мотоциклов. Для этого варианта будет характерно производство таких изделий как мотоблоки, бензопилы, снегоходы, моторы для дельтапланов.
Представленные направления наиболее реальны для практической реализации на ООО “Иж-Мото”. Полная диверсификация на данный момент недоступна предприятию, поскольку подразумевает собой обязательные крупные капиталовложения в сферу НИОКР, на закупку лицензий и освоение производства, а вследствие острого дефицита свободных средств ООО “Иж-Мото”, не приемлема для указанного предприятия.
По данным литературных источников, в настоящее время в развитых странах выпускается более 1200 моделей дорожных мототранспортных средств.
Наибольшее разнообразие типов и модификаций приходится на класс 50см.куб. (примерно 30% от общего числа моделей). Такое развитие типажа связано с благоприятной для этого класса конъюнктурной ситуацией, сложившейся в большинстве стран:
- законодательные льготы по налогообложению,
- необязательность наличия водительского удостоверения и ношения шлема,
- низкий возрастной предел,
- нетребовательность к хранению,
- динамические свойства, достаточные для движения в насыщенном городском транспортном потоке,
- возможность использовать в качестве дополнительного транспорта.
В России практически не осталось заводов выпускающих мототехнику с малыми объемами двигателя, а именно этот класс мототехники является наиболее популярным в мире и эта популярность растет.
На ООО “Иж-Мото” давно ведутся разработки мотоциклов с объемом двигателя 50 и 150см.куб. Предприятию необходимо как можно скорее занять этот сегмент рынка, иначе он будет занят конкурентами (Ковровский завод уже приступил к выпуску мопеда, другие предприятия могут последовать его примеру). Привлекательность данных разработок вызвана наличием ниши на внутреннем рынке и растущим спросом на зарубежном рынке.
Сложившаяся социально-экономическая обстановка внутри страны и особые требования зарубежных потребителей настоятельно диктуют производителю переход на более гибкую техническую политику, на резкое расширение модельного ряда, на быструю смену моделей, на привлечение потенциальных покупателей с различной степенью достатка. Особое место в этой политике занимает повышение качества выпускаемых изделий. Специалистами ООО “Иж-Мото” принято решение о занятии ниши 125-250см. куб., как наиболее продаваемой, с использованием 4-х-тактных двигателей, на первых этапах, зарубежного производства.
Выпуск возможно большего числа моделей малыми партиями, безусловно, повышает шанс достижения поставленных задач в расширении рынков сбыта, в своевременном реагировании на все колебания конъюнктуры и соответственном увеличении объемов производства той или иной модели. Однако малым тиражам, как известно, сопутствует увеличение доли ручного труда и соответственно себестоимости продукции, что в совокупности с невозможностью резкого увеличения цен на мотоизделия, по ряду причин, в значительной степени, снижает уровень рентабельности производства.
В результате маркетинговых исследований проведенных в 9 регионах Российской Федерации были получены следующие данные:
-Наибольшее распространение мототехника получила в районах с субтропическим и умеренным климатом, что обусловлено условиями эксплуатации (продолжительный летний период) техническими характеристиками мотоциклов (экономичность, простота управления),
-Более высокий процент использования мотоциклов в районах с развитым сельским хозяйством. На основании этого можно сделать вывод о том, что основным потребителем мототехники является сельский житель:
- городское население – 30 %,
- сельское население - 70 %.
ООО “Иж-Мото” выпускает 2 базовые модели мотоциклов среднего объема двигателя в 350 куб.см. «Иж-Планета» и «Иж-Юпитер» и несколько ихмодификаций. По данным ГИБДД проведены исследования потребителей мотопродукции на внутреннем рынке в таблице 12.
- Таблица 12 - Возрастной состав владельцев мотоциклов «ИЖ»
Возраст, лет
Количество мотоциклов, %
20-30
30-40
40-50
более 50
41
30
18
4
Итого:
100 %
Таким образом, возрастной состав владельцев мотоциклов «ИЖ» – это наиболее работоспособная и репродуктивная часть населения. Именно эта категория жителей страны является самой экономически состоятельной и платежеспособной. Данные о социальном составе владельцев мотоциклов марки «ИЖ» мы можем увидеть из таблицы 13.
Таблица 13 - Социальное положение владельцев мотоциклов “ИЖ”
Социальный состав
% к итогу
Рабочие и колхозники
61,5
Служащие
25,8
Учащиеся
4,8
Прочие
7,9
Итого:
100 %
Таким образом, на основе анализа можно сделать выводы:
обеспеченность населения мотоциклами составляет 53 единицы на 1000 жителей или 16 мотоциклов на 100 семей.
Следовательно, интерес покупателей к мотоциклу определяется тем, что его рассматривают как индивидуальное транспортное средство, как семейное транспортное средство или как второе транспортное средство в семье. Основные потребители мотопродукции это сельские жители в возрасте от 20-30 лет.
Продукция, ижевских мотоциклостроителей, традиционно была ориентирована на людей со средними доходами и ниже средних. Основные потребители – работники сельского хозяйства, рабочие, служащие. До конца 80-х годов при объемах выпуска в пределах 360-380 тыс. шт. в СССР наблюдался постоянный дефицит мотопродукции.
На мировом рынке мототехники в настоящее время сложилась следующая ситуация: число фирм, способных производить все типы мотоциклов четыре – это японские промышленные гиганты. Наибольшее же число фирм производит один (47% фирм) или два типа мотоциклов (30% фирм).
Таким образом, можно сделать вывод, что ООО «Иж-Мото» является крупнейшим производителем мотопродукции, и спектр ее очень многообразен. Но в сложившейся на сегодняшний день ситуации, как на отечественном, так и на мировом рынке, реализация мотоциклов осложнена сильной конкуренцией со стороны аналогичных фирм мотопроизводителей и другого товара – автомобилей.
2. Экономический анализ деятельности предприятия
2.1 Анализ динамики экономических показателей
При планировании и учете издержек производства на предприятии возникает достаточно большое количество обстоятельств как внешних, так и внутренних, которые определяют их поведение в этой области.
В экономике России остается доминирующим синонимом издержек – понятие себестоимости продукции.
Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов и сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов. А также других затрат на ее производство и реализацию. Состав затрат, как правило, регламентируется нормативными документами правительства Р.Ф.
Таблица 14 - Прогноз экономических показателей по ООО «Иж-Мото»
Показатели
Текущие затраты
Тыс.руб.
Прогнозируемые
тыс.руб.
Отклонения
1. Объем производства
228939,000
234649,467
5710,467
2. Себестоимость
273730,000
273730,000
-
3. Затраты на 1руб.ТП
1,19
1,16
0,03
Рентабельность (прибыль/с.с)
-0,196
-0,167
-0,29
Данные технико-экономических показателей за 2005-2006г.г. показаны в таблице 15.
Таблица 15 - Технико-экономические показатели по производству продукции.
№ п/п
Показатели
Ед. изм.
2005 год
2006 год
1.
Объем товарной продукции в действующих оптовых ценах
Тыс. руб.
186635
228939
2.
Индекс физического объема
3.
Выпуск мотоциклов
Шт.
20944
24514
4.
Реализованная товарная продукция в оптовых ценах
Тыс. руб.
185823
392847
5.
Балансовая прибыль (убыток)
Тыс. руб.
-63916
-26623
6.
Среднесписочная численность
Чел.
4067
3518
7.
Среднемесячная заработная плата
Руб.
977
1600
8.
Выработка на 1 работающего
Тыс. руб.
53,35
70,29
9.
Дебиторская задолженность
Тыс. руб.
47035
118940
10.
Кредиторская задолженность
Тыс. руб.
250939
280832
Как показывает динамика показателей, выпуск мотоциклов в 2006 году снизился на 56 % по сравнению с 2004, но вырос на 17 % по сравнению с 2005г.
2.2 Анализ затрат на производство, прибыльности и рентабельности
Затраты производства представляют собой его издержки. В общем виде издержки производства и реализации (себестоимость продукции, работ, услуг)– стоимостная оценка, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Для практического использования в системе управления формированием затрат и издержек рассматривают классификацию затрат с учетом вида расходов по статьям калькуляции и элементам затрат. Группировка затрат по статьям калькуляции отражает место возникновения этих затрат и применяется для планирования, учета и калькулирования затрат на производство и реализацию единицы продукции, всей товарной продукции. Во многих случаях она содержит комплексные статьи затрат. Перечень статей калькуляции, их состав и методы распределения определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.
Снижение себестоимости является важным источником роста прибыли, она обеспечивает повышение эффективности производства, способствует улучшению качества работы и развитию социальной сферы. На степень выполнения плановых заданий по снижению себестоимости влияют следующие факторы: изменение объема производства, структуры произведенной продукции, уровня себестоимости отдельных видов изделий. В зависимости от того, как изменяется каждый из этих факторов, меняется и сумма фактического снижения себестоимости продукции. Проанализируем затраты по заводу, представленные в таблице 16.
Таблица 16 - Затраты на производство, тыс. руб.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.