| ||||||
Наименование статьи |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
|||
Тыс. руб. |
уд.вес,% |
тыс. руб. |
уд. вес,% |
тыс. руб. |
уд. вес,% |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Сырье, материалы |
33024 |
11 |
26432,5 |
12,66 |
69363,2 |
25,34 |
2. Покупные изделия |
128801 |
44,02 |
58737,1 |
28,14 |
71388,8 |
26,08 |
3. Износ МБП |
11156 |
3,81 |
10258,6 |
4,92 |
11825,1 |
4,32 |
4. Топливо |
926 |
0,32 |
846,3 |
0,41 |
1779,2 |
0,65 |
5. Энергозатраты |
9848 |
3,37 |
6083,7 |
2,91 |
7226,5 |
2,64 |
6. Расходы на оплату Труда |
26290 |
8,99 |
24663 |
11,82 |
34462,6 |
12,59 |
7. Отчисления на соц. Нужды |
10290 |
3,52 |
9348,4 |
4,48 |
12974,8 |
4,74 |
8. Амортизация |
4683 |
1,6 |
6368,6 |
3,05 |
3093,1 |
1,13 |
9. Прочие расходы |
67569 |
23,08 |
65979,8 |
31,61 |
61616,6 |
22,51 |
10. Итого затрат на Производство |
292587 |
100 |
208718 |
100 |
273730 |
100 |
11. Объем производства |
283635 |
|
186635 |
|
228939 |
|
12. Затраты на 1 руб. товарной продукции |
1,03 |
|
1,12 |
|
1,2 |
|
Согласно этих данных, в структуре производственных затрат по ООО «Иж-Мото», на протяжении всего анализируемого периода наибольший удельный вес имеют покупные комплектующие изделия, сырье и материалы, а также прочие расходы. При этом в динамике наблюдается их значительное сокращение при увеличении доли сырья и материалов. Основная причина роста основных материалов – увеличение их стоимости. Доля затрат по покупным комплектующим снизились, так как освоено производство ряда деталей, которые раньше покупались (седла, прерыватели). Фактический перерасход общих затрат на производство по сравнению с планом в 2004 году составил 21% за счет увеличения затрат на сырье и материалы и износа МБП. Рост затрат на единицу товарной продукции был связан прежде всего с увеличением цен на покупные комплектующие изделия.
Основным показателем безубыточности работы предприятия является прибыль. В 2005г. убыток составил 88468 тыс. руб., а в 2002г. согласно годовому балансу - в размере 54434 тыс. руб.
Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности предприятия из формы №2.
Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от финансовой и прочей деятельности, прочих внереализационных операций.
Анализ валовой прибыли. Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений всеми участниками коммерческого дела.
Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия, как партнера.
Анализ валовой прибыли начинается с исследования ее динамики, как по общей сумме, так и в разрезе ее составляющих элементов – так называемый горизонтальный анализ. Затем проводится вертикальный анализ, который выявляет структурные изменения в составе валовой прибыли.
Для оценки уровня и динамики показателей валовой прибыли составим таблицу 17.
Таблица 17 - Анализ показателей прибыли (тыс. руб.)
Показатели
Базисный 2005г.
период
Отчетный 2006г.
период
Отклонения
Сумма
Сумма
Сумма
% к итогу
1
2
3
4 (гр.3-гр.2)
5 (гр.3 : гр.2)*100%
1.Прибыль (убыток) от реализаци (стр.050)
-63 916
-26 622
37 924
41,7
2.Прочие операц. Доходы (стр.090)
529 746
382 754
-146 992
72,3
3.Прочие операц. Расходы (стр.100)
553 743
405 108
-148 635
73,2
4.Прибыль (убыток) от фин-хоз. деят-ти (стр.110)
-87 913
-48 976
38 937
55,7
5.Прочие внереализа-
ционные доходы (стр.120)
1 259
1 345
86
106,8
6.Прочие внереализа-
ционные расходы (стр.130)
1 814
6 803
4 989
375,0
Прибыль (убыток) до налогообложения (Σ110, 120, 130 )
-88 468
-54 434
34 034
61,5
Как видно из таблицы 18, предприятие достигло более высоких результатов хозяйственной деятельности в отчетном году по сравнению с прошлым, о чем свидетельствует уменьшение общей суммы убытков на 34 034 тыс.руб., или на 38,5%. Такое уменьшение убытка явилось результатом увеличения всех его составляющих. В большей степени произошло увеличение такого показателя, как прибыль (убыток) от реализации на 37 294 тыс.руб. Он же и составил большую долю от валовой прибыли. Так доля прибыли (убытков) от реализации в отчетном году составляет 48,9%, а в предшествующем 72,2%.
Если бы не увеличение внереализационных расходов, убыток в отчетном периоде уменьшился на 4 989 тыс.руб.
Более глубокий анализ предполагает исследование состава каждого элемента валовой прибыли и факторов, повлиявших на нее.
Все многообразие факторов можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся:
- природные условия,
- транспортные условия,
- социально-экономические условия,
- уровень развития внешнеэкономических связей,
- цена на производственные ресурсы и др.
Внутренние факторы по степени их соподчиненности делятся на факторы первого и второго порядка. К факторам первого порядка относятся изменения
- прибыли от реализации,
- процентов к получению (уплате),
- прочих операционных доходов (расходов),
- прочих внереализационных доходов (расходов).
Факторами второго порядка является изменения:
- объема реализованной продукции,
- структуры реализованной продукции,
- себестоимость продукции,
- цены продукции.
Кроме того, к внутренним факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины: неправильное установление цен, нарушений условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям и др.
Взаимосвязь факторов первого и второго порядка с валовой прибылью прямая, за исключением изменений себестоимости, снижение которой приводит к увеличению прибыли. Факторы первого порядка являются составляющими элементами валовой прибыли. Факторы второго порядка оказывают непосредственное влияние на прибыль от реализации и соответственно на общую сумму прибыли (убытка).
При разработке мероприятий по дальнейшему увеличению прибыли принимают во внимание не только результаты анализа, но и такие элементы учетной политики, как:
- своевременное списание безнадежных долгов,
- использование метода ЛИФО в оценке запасов,
- формирование нормативов износа нематериальных активов, самим предприятием,
- снижение налогов за счет использования льготного налогообложения,
- оптимизация издержек производства,
- направление дивидендов акционеров на развитие предприятия,
- эффективная ценовая политика и др.
Факторный анализ прибыли от реализации. Прибыль отчетного периода отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя – прибыль от реализации продукции – связана с факторами производства и реализации продукции. Поэтому основное внимание аналитика должно быть сконцентрировано на исследовании причин и факторов изменений данного показателя.
Как уже отмечалось, важнейшая составляющая валовой прибыли это прибыль от реализации, связанная с факторами производства и реализации. Поэтому в первую очередь проанализируем общие изменения прибыли от реализации в таблице 18.
Таблица 18 - Оценка прибыли от реализации, тыс. руб.
Показатели
Базисный период 2005г.
Отчетный период 2006г.
Отклонения
(+, -)
Отчетный период в % к базисному
1
2
3
4
5
1.Выручка (нетто) от реализации продукции
185 823
392 847
+207 024
211,4
2.Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
244 404
416 209
+171 805
170,3
3.Коммерческие расходы
5 335
3 260
-2 075
61,1
4.Прибыль(убыток) от продаж
-63 916
-26 622
+37 294
41,7
Из таблицы 18 видно, уменьшение убытков от реализации продукции на 37 294 тыс. руб., или на 58,3 %, обусловлено ростом выручки от реализации продукции на 111,4 % и уменьшением коммерческих расходов на 38,9 %. Однако произошло и увеличение себестоимости реализованной продукции на 70,3 %. Следовательно, дальнейшее сокращение затрат является резервом снижения убытков от реализации продукции на анализируемом предприятии. Общая сумма резерва составит 376 754 тыс.руб.
Дальнейший анализ прибыли от реализации состоит в исследовании факторов, влияющих на ее объем. Для этого необходимо оценить изменения:
- отпускных цен на продукцию,
- объема продукции,
- структуры реализованной продукции,
- себестоимости продукции,
- себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции,
- цен на материалы и тарифов на услуги,
- затрат на 1 рубль продукции.
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции приведены в таблице 19.
Таблица 19 - Факторный анализ прибыли от реализации, тыс.руб.
Показатели
Базисный
период 2005 г.
Отчетный 2006г.
период
По базису на фактически реализованную продукцию
В фактических ценах
А
1
2
3
1.Выручка от реализации продукции
185 823
154 454
392 847
2.Себестоимость проданной продукции
244 404
163 630
416 209
3.Прибыль (убыток) от продаж
-63 916
-9 185
-26 622
Используя данные таблицы 19, определим влияние на прибыль от реализации основных факторов:
- изменение отпускных цен на продукцию. Разница между ними в 238 402 тыс.руб. свидетельствует об изменении убытков за счет отпускных цен на продукцию,
- изменение объема продукции (умножим величину прибыли базисного периода стр.3 гр.1 на коэффициент изменения объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости стр.2 гр2 : стр.2 гр.1) получим –42 792. Теперь сравним эту величину с прибылью базисного периода,
- изменения в структуре реализованной продукции. Влияние этого фактора определим с помощью следующего расчета: базисная величина прибыли корректируется на разницу коэффициента изменения объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента изменения объема реализации продукции по базисной себестоимости. По данным таблицы 20 это выглядит так: стр.3 гр.1 х (стр.1 гр.2 : стр.1 гр.1 – стр.2 гр.2 : стр.2 гр.1), Получим –10 227 тыс. руб.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.