Рефераты. История бухгалтерского учета и аудита






Бухгалтерский учет и отчетность необходимо развивать по следующим основным направлениям:

-  повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

-  создание инфраструктуры применения МСФО;

-  изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

-  усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

-  существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в Российской Федерации, которая включает в себя также статистический и оперативно-техниче­ский учет. Важнейшим фактором, обеспечивающим единство этой системы, является первичный учет как источник данных для последующего накапливания, систематизации и обобщения их в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета.

В процессе развития особую актуальность для поддержания единства и целостности системы бухгалтерского учета и отчет­ности приобретает обеспечение стабильности этой системы. Первостепенное значение в этом имеет выявление рисков раз­вития (неадекватность реальной экономической ситуации, не­сопоставимость информации, непоследовательность регулиро­вания, однобокость развития и др.). Предотвращение или смягчение последствий этих рисков требует осуществления органами государственной власти и профессиональным сообще­ством комплекса соответствующих мер.

Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тес­ной связи с изменениями экономической ситуации в стране и от­вечать характеру и уровню развития хозяйственного механиз­ма. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности. В то же вре­мя форсирование изменений в бухгалтерском учете и отчетно­сти вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и ре­альным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в эко­номике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансо­вой дисциплины. Кроме того, переход на МСФО требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбо­ра и обработки информации.

Изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частно­сти переход на МСФО, должны происходить постепенно с уче­том возможностей, потребностей и готовности профессиональ­ной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.

Предусмотренные Концепцией основные направления раз­вития бухгалтерского учета и отчетности относятся ко всем от­раслям и сферам экономики Российской Федерации. Вместе с тем реализация их в некоторых отраслях и сферах экономики (в частности, в некоммерческих организациях, банковской си­стеме) имеет определенные особенности.

В бюджетной сфере направления развития бухгалтерского учета и отчетности определены Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 гг., одобренной постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249. Главная задача в этой области заключается в привиде­нии принципов и требований бухгалтерского учета и отчетно­сти в бюджетной сфере в соответствие условиям деятельности субъектов этой сферы в рыночной экономике, а также принци­пам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности в других сферах экономики. Основным инструментом реформирования бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере должны стать международные стандарты финансовой отчетности для об­щественного сектора (МСФООС).

Основное направление развития бухгалтерского учета и от­четности — повышение качества информации, формируемой в них. Мировой опыт показывает, что характеристики, опреде­ляющие полезность информации, достигаются непосредствен­ным использованием МСФО или применением их в качестве ос­новы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности.

Современный бухгалтерский учет представляет собой ин­формационную базу, на основе которой хозяйствующие субъек­ты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица (далее — индивидуальную бухгалтерскую отчетность) и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, ин­формация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической от­четности, отчетности перед надзорными органами. При необхо­димости на основе данной информации должны составляться и другие виды отчетности.

В связи с этим главная задача в области бухгалтерского уче­та заключается в обеспечении относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности. Принципы и требования к организации учет­ного процесса, а также базовые правила бухгалтерского учета должны устанавливаться с учетом принципов и требований МСФО таким образом, чтобы хозяйствующие субъекты имели возможность формировать информацию для разных видов от­четности, в том числе по МСФО. Некоторые категории хозяй­ствующих субъектов могут применять упрощенные процедуры бухгалтерского учета.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выполняет две функции: инфор­мационную и контрольную. С одной стороны, она характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта. С другой стороны, она обеспечива­ет системный контроль правильности и точности данных бух­галтерского учета при завершении каждого учетного цикла. В связи с этим все хозяйствующие субъекты должны составлять индивидуальную бухгалтерскую отчетность за каждый отчетный период.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность предназначена, в том числе:

-  для выявления конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта — чистой прибыли (убытка) и распределения ее между собственниками;

-  для представления в надзорные органы;

-  для выявления признаков банкротства хозяйствующих  субъектов;

-  для формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей;

-  для использования в управлении хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и при налогообложении

Главная задача в области индивидуальной бухгалтерской отчетности заключается в обеспечении гарантированного досту­па заинтересованным пользователям к качественной, надежной ; и сопоставимой персонифицированной информации о хозяй­ствующих субъектах. Для решения этой задачи индивидуальную бухгалтерскую отчетность необходимо составлять по россий­ским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. В перс­пективе с учетом накопленного опыта целесообразно оценить возможность составления определенным кругом хозяйству­ющих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности не­посредственно по МСФО (вместо российских стандартов).

В отдельных случаях в российских стандартах может пре­дусматриваться несколько альтернативных подходов к форми­рованию и представлению информации в бухгалтерской отчет­ности. Однако для повышения сопоставимости бухгалтерской отчетности разных хозяйствующих субъектов количество таких случаев должно быть ограничено и в дальнейшем его следует неуклонно сокращать.

Российскими стандартами может предусматриваться раз­ный объем информации, раскрываемой в индивидуальной бух­галтерской отчетности отдельными категориями хозяйствующих субъектов, в частности, возможно составление упрощенной бухгалтерской отчетности­

Консолидированная финансовая отчетность как разновид­ность бухгалтерской отчетности предназначена для характери­стики финансового положения и финансового результата дея­тельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Консолидированная финансовая отчет­ность выполняет исключительно информационную функцию и предоставляется заинтересованным внешним пользователям. Такая отчетность должна стать одним из основных источников финансовой информации для принятия экономических реше­ний этими пользователями.

Главная задача в области консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного до­ступа заинтересованным пользователям к качественной, надеж­ной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи необходимо установить обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательные аудит и публикацию отчетности.

Управленческая отчетность предназначена для использова­ния в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержа­ние, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления хозяйствующий субъект определяет самостоятельно. Вместе с тем передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управлен­ческой отчетности, при котором содержание и порядок состав­ления ее основываются на тех же принципах, на каких форми­руется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность.

Главная задача в области управленческой отчетности за­ключается в широком распространении передового опыта ее организации, а также опыта использования ее в управлении хо­зяйствующим субъектом.

Налоговая отчетность (налоговые декларации) предназна­чена для фискальных целей и обязательна для составления хозяйствующими субъектами, крут которых установлен нало­говым законодательством. Налоговая отчетность должна состав­ляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем корректировки ее по правилам налогового законо­дательства.

Главная задача в области налоговой отчетности заключает­ся в снижении затрат на ее формирование путем существенно­го приближения правил налогового учета к правилам бухгалтер­ского учета.

Необходимым условием широкого применения МСФО в экономике Российской Федерации является создание инфра­структуры, обеспечивающей использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и непосред­ственно хозяйствующими субъектами. Основные элементы: законодательное признание МСФО в Российской Федерации; процедура одобрения МСФО; механизм обобщения и распрос­транения опыта применения МСФО; порядок официального пе­ревода МСФО на русский язык; контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в том числе аудит; обучение МСФО.

Для активного применения МСФО в Российской Федерации важное значение имеет законодательное признание. В частно­сти, консолидированной финансовой отчетности, подготовлен­ной по МСФО, должен быть придан статус одного из видов офи­циальной отчетности.

Цель процедуры одобрения каждого МСФО (включая разъяснения) — включение их в систему нормативных право­вых актов Российской Федерации. Такая процедура должна состоять из профессиональной общественной экспертизы и вве­дения в действие каждого стандарта. Эта процедура должна обес­печивать: придание юридической силы МСФО на территории Российской Федерации; недопущение отступлений от МСФО; учет особенностей экономической ситуации в Российской Фе­дерации; сопоставимость финансовой информации в экономи­ке. В отдельных крайне редких случаях исходя из сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации возможен на ограниченный срок отказ от одобрения определенного МСФО. Вместе с тем недопустимо одобрение части какого-либо стандарта.

Механизм обобщения и распространения опыта примене­ния МСФО важен для последовательного и единообразного ис­пользования стандартов хозяйствующими субъектами и как ре­зультат сопоставимости финансовой информации о них. Такой механизм предполагает, в частности, наличие различных инфор­мационно-методических материалов по применению МСФО, которые носят исключительно рекомендательный характер.

Применению в Российской Федерации подлежит официаль­ный текст МСФО на русском языке. В связи с этим необходим постоянно действующий негосударственный орган, который должен: подготавливать официальный текст на русском языке; отслеживать изменения в тексте на английском языке и своев­ременно вносить их в официальный текст на русском языке; вести глоссарий терминов МСФО на русском языке. Данный орган должен состоять из высококвалифицированных перевод­чиков и профессионалов в области бухгалтерского учета и отчетности, аудита, финансового анализа, менеджмента и иных смежных областях.

Развитие системы регулирования бухгалтерского учета и от­четности должно быть направлено на построение такой модели, которая учитывала бы интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение издержек и повышение эффективно­сти регулирования. В основе этой модели — разумное сочета­ние деятельности органов государственной власти и професси­онального сообщества (профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности).

Распределение функций между органами государственной власти и профессиональным сообществом должно исходить из следующего. Обеспечивая реализацию конституционного пра­ва на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, бухгалтерский учет и отчетность являются одной из гарантий единого рынка и единства экономического пространства в Российской Федерации. Регулирование бухгал­терского учета и отчетности должно обеспечивать единство си­стемы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Феде­рации и целенаправленность развития этой системы, учет интересов широкого крута заинтересованных пользователей, а также преемственность.

К ведению органов государственной власти должны быть отнесены:

—  выработка государственной политики в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

—  совершенствование правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

—  установление процедуры одобрения МСФО и введение их в действие на территории Российской Федерации;

—  организация разработки и утверждение российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

—  государственный контроль соблюдения законодательства в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

—      мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;

— взаимодействие с межгосударственными и межправи­тельственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.

К ведению профессионального сообщества должны быть отнесены:

—      представление и защита интересов профессионального сообщества;

—      подготовка предложений по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

—      участие в разработке или инициативная разработка проектов российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности, а также разъяснений их;

—  профессиональная общественная экспертиза МСФО в процессе одобрения их в Российской Федерации;

—  разработка и распространение методических рекомендаций и информационных материалов, в том числе отраслевого характера, в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

—  обобщение и распространение передового опыта ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;

—  разработка норм профессиональной этики и контроль соблюдения их членами профессионального сообщества;

—  контроль за соблюдением членами профессионального сообщества стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

— повышение квалификации членов профессионального сообщества;

—  мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;

—  взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.

Принимая во внимание общественную значимость стандар­тов бухгалтерского учета и отчетности,  необходимо их широкое признание, основанное в первую очередь на доверии к ним и убежденности в их адекватности и качестве. Для признания стандартов в процесс их принятия необходимо включить про­фессиональное сообщество, которое будет разрабатывать про­екты национальных стандартов и (или) проводить профессио­нальную общественную экспертизу стандартов. Органы государственной власти в свою очередь организуют разработку национальных стандартов, подготавливают стандарты к утверж­дению (одобрению) и утверждают (одобряют) их, обеспечива­ют юридическое оформление, регистрацию и ведение реестра стандартов.

Целесообразно, чтобы профессиональное сообщество уча­ствовало в процессе принятия стандартов через специальный орган, состоящий из высококвалифицированных, широко изве­стных и авторитетных представителей профессионального со­общества, включая пользователей бухгалтерской отчетности. Первоначально этот орган должен действовать в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов в качестве совещательно­го при федеральном органе исполнительной власти, на который возложена выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области бухгалтерского учета и от­четности. Основной задачей специального органа должна стать профессиональная общественная экспертиза: проектов россий­ских стандартов в области бухгалтерского учета и отчетности и разъяснений к ним, МСФО в процессе их одобрения; офици­ального текста МСФО на русском языке, в том числе глоссария.

Профессиональная общественная экспертиза проектов стандартов и иных нормативных правовых актов предполагает определение соответствия их в первую очередь потребностям заинтересованных пользователей информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности. Потребности органов госу­дарственной власти принимаются во внимание наряду с потреб­ностями иных пользователей и не рассматриваются в качестве приоритетных. Кроме того, должно устанавливаться соответ­ствие проектов стандартов и других нормативных правовых ак­тов: общим принципам бухгалтерской отчетности в рыночной экономике, законодательству Российской Федерации, экономи­ческим условиям хозяйственной деятельности в Российской Федерации, МСФО, отраслевой специфике деятельности хозяй­ствующих субъектов, требованию практической реализуемости.

В дальнейшем по мере накопления опыта государственно-об­щественного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, создания широко признаваемых и проявивших себя в достаточ­ной степени профессиональных общественных объединений, а также с учетом международного опыта целесообразно будет рассмотреть вопрос об изменении организационной формы уча­стия профессионального сообщества в процессе принятия стан­дартов, в частности наделении соответствующими функциями негосударственного органа.

Как показывает отечественная и мировая практика, важней­шим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчетно­сти является действенный контроль качества.

Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочи­ями. В этом отношении институт аудита становится одним из главных инструментов развития бухгалтерского учета и отчет­ности. Предпосылками действенности аудита бухгалтерской отчетности являются:

—  качественные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие международным стандартам аудита;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.