Рефераты. История бухгалтерского учета и аудита
Развитием этой
теории стал бихевиористическй подход, согласно которому поведение
аудитора предопределяется стимулами и на каждый стимул у него должна быть
соответствующая реакция. В качестве основных особенностей можно выделить факт,
что важнейшими процедурами становятся:
тесты,
причем тестирование субъективного поведения даже важнее тестирования
документов;
риск,
ибо расчет неопределенности, в условиях которого принимаются те или иные
решения - основа основ работы аудитора.
Теория
«собаки-поводыря» исходит из субъективных оценок и позволяет выяснить то, что
лежит за документами вне зарегистрированных фактов хозяйственной жизни, при
этом она устремлена не в прошлое, а в будущее. Именно в рамках этой теории
широко используются стохастические методы, ориентирована целиком на
математические дисциплины - теорию вероятностей, теорию информации, линейное
программирование, теорию игр, а также некоторые приемы системы «директ-костинг»
в бухгалтерском учете.
В монографии
«Доказательства в аудите» С.М. Бычкова выделяет несколько иную
(более детальную) классификацию теорий аудита, в которой выделяется шесть
теорий:
полицейская
теория (или теория «сторожевого пса»), уже рассмотренная ранее;
теория
«подтверждения кредитоспособности», ограничивающая роль аудитора установлением
платежеспособности предприятия, используя в основном данные финансовой
отчетности;
теория
модератора, утверждающая, что аудитор выступает в качестве посредника между
различными сторонами, участвующими в хозяйственном процессе и предъявляющими
определенные и часто противоречивые требования. В рамках данной теории аудитор
должен понимать эти противоречия и выбирать такую стратегия сбора
доказательств, которая бы в оптимальной степени удовлетворяла бы требованиям
определенного им круга пользователей;
квазикритическая
теория, согласно которой мнение аудитора и процесс сбора доказательств зависят
от множества возникающих обстоятельств;
теория
агентов (она была уже кратко рассмотрена);
теория
о роли аудитора как инструмента социального контроля за ведением бухгалтерского
учета, которая подчеркивает, что клиентом аудитора выступают не собственники и
тем более не администраторы (директора), а общество в целом, и что не важно,
что думают лица, купившие акции, а то, что могут подумать потенциальные
покупатели.
Кратко
проанализировав становление аудита в развитых странах, рассмотрев теории
аудита, можно согласиться с выводами многих авторов, в частности Л.И.
Ворониной. о том, что «до конца 40-х годов аудит в основном заключался в
проверке документации, подтверждающей записанные денежные операции, и
правильной группировке этих операций в финансовых отчетах и получил название подтверждающего аудита, а период его становления - первым этапом
развития аудита. Характеризуя этот этап можно сказать, что аудит в классическом
понимании этого слова представлял собой внешний, независимый,
вневедомственный финансовый контроль деятельности экономических субъектов
(компаний)...
На втором этапе
развития аудита, после 1949 г. независимые аудиторы (внешние)
стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях,
полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок
незначительна и, следовательно, финансовые данные и отчеты достаточно полны и
точны. Аудиторские фирмы начали заниматься больше
консультационной деятельностью, чем непосредственно аудиторскими проверками.
Такой аудит получил название системно-ориентированного, так как дал
возможность наблюдать системы, контролирующие операции СВК.
В настоящее время
наблюдается третий этап развития аудита - аудит,
ориентированный на риск. При проведении проверок или консультировании
аудиторские фирмы в первую очередь рассчитывают возможный риск. Как правило, в
настоящее время аудиторская проверка проводится выборочно - в основном там, где
риск ошибки (или мошенничества) максимальный.
Как и все научные
теории, теории аудита имеют свои положительные и отрицательные стороны.
Следовательно, явно вытекают задачи аудита как научного направления в России -
на основе богатейшего мирового опыта, учитывая национальные особенности
экономики, разработать теоретические подходы, а также на основе изучения мирового
опыта регламентации аудиторской деятельности путем введения стандартов,
разработать систему стандартов, позволяющую регламентировать аудит и
использовать в практике все новейшие научные достижения.
Однако прежде чем
рассматривать аудит в России, необходимо проследить его исторические корни.
Бухгалтерский учет и аудит в Японии
Константин Редченко
Трансплантация
западной модели учета и аудита, проведенная после второй мировой войны,
оказалась не совсем удачной операцией. Последствия ощущаются до сих пор …
От
автора:
Данный
документ является сокращенным переводом (с украинского) одной из моих последних
обзорных статей по истории учета и аудита в зарубежных странах
Европейский
стиль ведения двойной бухгалтерии был абсолютно неизвестен в Японии вплоть до
середины XIX столетия, когда это островное государство под давлением США
наконец отказалось от политики самоизоляции, проводимой с начала XVII века.
Считается, что двойная бухгалтерия впервые была представлена в Японии в 1865
году в Эпоху Эдо [1, c. 291]. На практике она начала применяться после
появления соответствующих инструкций Национального банка Японии (1872 г.) и
публикации Министерством финансов нормативного документа под названием Ginko
Boki Seiko (Метод бухгалтерского учета операций в банке) [2, c. 12-14].
В
1878 г. были открыты фондовые биржи в Токио и Осаке, а затем как грибы после
дождя стали появляться различные акционерные общества. В 1890 году был принят
Коммерческий кодекс, согласно которому акционерные общества были обязаны
представлять общественности информацию про имеющиеся активы и бухгалтерский
баланс. Именно с этого года в Японии и начинается ощутимый прогресс в развитии
бухгалтерского учета.
Значительную
роль в рождении бухгалтерской профессии в Японии сыграло также налоговое законодательство.
Налог на доходы был введен в 1896 г., после чего, кроме обычных бухгалтеров,
появились налоговые агенты, предоставлявшие компаниям профессиональные
консультации в области уплаты налогов. Таким образом, еще в конце XIX века в
Японии существовали две категории бухгалтеров – одни вели учет в компаниях и
готовили финансовую отчетность, а другие специализироваись на вопросах
налогового учета и предоставления консультаций.
Бухгалтерский
учет в соответствии с положениями Коммерческого кодекса 1890 года в
обязательном порядке подвергался аудиторской проверке со стороны штатных
аудиторов. Роль штатного аудитора, как указывают Т. Кук и М. Кикуйя, была
подобна роли внутреннего аудитора в западных странах и от него не требовалось
наличие сертификата профессионального бухгалтера [3, с. 17]. Фактически, эти
люди назывались аудиторами номинально и контрольные функции практически не
выполняли.
К
примеру, в 1909 году были обнаружены факты мошенничества в компании Dai Nihon
Seito Co. (в последствии этот прецедент стал известным как “дело Nitto Inc.”).
Мошенничество сопровождалось маскировкой незаконных операций в учете и выплатой
так называемых “дивидендов”, которыми эффективно “закрывали глаза” членам
надзорного совета. В результате неожиданное падение цены акций привело к
банкротству компании. После этого случая сэр Клод Максвелл МакДональд, в то
время британский посол в Японии, решительно указал на необходимость аудиторов
[4, c. 88].
Таким
образом было положено начало формированию японского аудита по примеру
Великобритании, система учета и аудита в которой считалась в начале ХХ века
наиболее развитой и прогрессивной.
Министерство
сельского хозяйства и торговли Японии, которое в то время имело наибольшие
полномочия в этом вопросе, немедленно провело исследование систем учета в
Великобритании, США и Европе. Резюме этого исследования было опубликовано в
1909 г. под названием “Отчет об исследовании систем [подготовки]
дипломированных общественных бухгалтеров”. Следует заметить, что среди японских
бухгалтеров в это время началось активное движение в пользу принятия Закона про
зарегистрированных бухгалтеров. Первый проект такого закона был подготовлен в
1914 г., но был отклонен из-за неразрешенных спорных моментов. Всего проекты
данного закона выносились на обсуждение восемь раз и лишь через 13 лет (в 1927
г.) Закон про зарегистрированных бухгалтеров был наконец-то принят [5, c.
51-101].
Причина,
из-за которой ранние проекты этого закона были отвергнуты, состоит в том, что в
Японии начала ХХ века еще не было атмосферы, способствовавшей принятию
аудиторов обществом. Многие сомневались в необходимости такого
законодательства. Даже принятый в 1927 г. Закон про зарегистрированных
бухгалтеров был еще очень далек от совершенства и имел множество отличий от
британской системы учета, которая была с самого начала определена как образец.
В него не было включено ни одного положения, защищающего бухгалтеров. Любой,
кто изучал бухгалтерию в университете (колледже) или имел по крайней мере один
год практического опыта, мог зарегистрироваться в качестве профессионального
бухгалтера.
В
конце 20-х – в 30-х годах ХХ века возросло количество налоговых агентов,
желающих легализировать свою деятельность по примеру бухгалтеров. Необходимые
предпосылки для этого сложились во время 2-й мировой войны, когда налоги
сущнственно возросли. Для обеспечения успешного проведения политики
национального правительства Японии, связанной с налоговыми реформами, в 1942 г.
был принят Закон про налоговых агентов [6, c. 344].
После
поражения Японии во 2-й мировой войне все последующие реформы проводились
исключительно как часть оккупационной политики, проводимой Главным штабом
Союзнический оккупационных сил (GHQ). Одним из главных направлений этой
политики была экономическая реформа, связанная с роспуском дзайбацу – японских
финансовых объединений. Командование оккупационных сил стремилось обеспечить
демократизацию рынка ценных бумаг и необходимые условия (в т.ч. и юридические)
для вовлечения в японскую экономику иностранного капитала.
В
1948 г. был принят Закон про ценные бумаги и фондовый рынок, который для защиты
интересов инвесторов предусматривал обязательное раскрытие необходимой
информации в финансовой отчетности и подтверждение ее независимыми аудиторами.
Этот закон почти полностью копировал американское законодательство, а именно
Закон про ценные бумаги 1933 года и Закон про фондовую биржу, принятый в США в
1934 году [6, c. 355].
Проблемы
возникли в связи с созданием системы аудита, так как профессиональных аудиторов
в Японии не существовало, а зарегистрированных бухгалтеров командование
оккупационными силами считало неподготовленными для работы в условиях нового
законодательства [7, c. 67]. Вследствие этого в 1948 году был принят Закон про
дипломированных общественных бухгалтеров (CPA).
Новый
закон предусматривал проведение специального экзамена для зарегистрированных
бухгалтеров, которые имели как минимум три года практического опыта.
Существовавшая ранее система учета была отменена. Если ранее многие бухгалтера
никогда даже не пробовали проводить аудиторские процедуры, то теперь, усилиями
командования оккупационных сил, они должны были научиться этому, а также
освоить принятые на Западе принципы бухгалтерского учета.
Экономические
реформы, проводимые под эгилой командования оккупационных сил, коснулись также
японской налоговой системы. В 1949 г. в Японию прибыла группа экспертов во
главе с профессором Колумбийского университета Карлом С. Шоупом, которая должна
была разработать рекомендации по реформированию налоговой системы. Предложенная
группой Шоупа система прогрессивного налогообложения, сосредоточенная на прямых
налогах, действует в Японии и сейчас. Кроме того, в рекомендациях Шоупа было
указано на низкую квалификацию налоговых агентов, из-за которых у послевоенной
налоговой администрации часто возникали недоразумения. В результате
проведенного совещания старая система, связанная с деятельностью налоговых
агентов, была отменена, а в 1951 г. был принят Закон про дипломированных
общественных налоговых бухгалтеров, действующий по сегодняшний день [6, c.
345].
Таким
образом, пройдя довольно сложный путь, возникли две профессиональные категории
японских бухгалтеров. Первая из них – дипломированные общественные бухгалтеры –
выполняет собственно бухгалтерские и аудиторские функции, а вторая, объединяющая
налоговых бухгалтеров, специализируется на вопросах налогового учета. Обе
профессиональные группы установили довольно сложные требования к экзаменующимся
на звание дипломированного бухгалтера и создали свои организации.
Мы
уже упоминали ранее, что системы публичного раскрытия финансовой информации и
независимого аудита в негосударственном секторе экономики Японии до окончания
2-й мировой войны фактически не существовали. Фактически вся экономика Японии
контролировалась дзайбацу и после его распада образовался вакуум, который надо
было как-то заполнить. В послевоенной Японии компании начали объединяться
несколько на других началах, чем это происходило ранее в США или
Великобритании. После роспуска дзайбацу более выгодным путем получения
необходимых средств для большинства компаний было непрямое банковское
финансирование, а не прямое финансирование с помощью фондового рынка.
Соответственно, консолидированная система учета, характерная для западных
компаний (корпораций) в послевоенной Японии не была создана и многие компании
продолжали вести дела со своими многочисленными отделениями по старинке. Учет
таких операций изобиловал сокрытиями доходов, манипулированием прибылями и
случаями мошенничества.
В то
время немногие дипломированные японские бухгалтера имели хоть какой-то опыт
проведения аудита. Причины этого были расмотрены нами ранее. Осуществление
аудита, естественно було ограниченным из-за отсутствия квалифицированных
кадров. Аудиторской проверке подвергались лишь те корпорации, которые были
зарегистрированы на фондовой бирже и поэтому подпадали под действие положений
Закона про ценные бумаги и фондовый рынок 1948 года. В те же время ряд крупных
корпораций не подвергался независимому аудиту, а практически все средние и
небольшие компании были охвачены лишь проверками внутренних аудиторов,
работающих в соответствии с Коммерческим кодексом. Многие внутренние аудиторы
всю жизнь работали на одну компанию, имели недостаточные знания в области
бухгалтерского учета и методологии контроля и испытывали недостаток независимости
для того, чтобы быть объективными.
Таким
образом, вследствие нереформированной системы аудита корпоративный контроль в
Японии до второй половины 40-х годов ХХ века был довольно слабым и
неэффективным. На фоне весьма ненадежного бухгалтерского учета такой контроль
ставил под большой вопрос скорое появление столь нужных Японии иностранных
инвестиций. Наконец, в первые послевоенные годы аудиторские фирмы в Японии
полностью отсутствовали, а редкие аудиторские проверки проводились отдельными
дипломированными бухгалтерами.
Случались,
правда, ситуации, когда аудит проводился согласованно несколькими
объединившимися аудиторами, но многие компании заключали соглашения про
отрудничество с индивидуальными экспертами-бухгалтерами, имеющими сертификат
CPA. Конечно, один аудитор физически не мог выполнить всю необходимую работу,
если речь шла про большую корпорацию, однако он был заинтересован в очень
высокой оплате, которую такая корпорация предлагала и которую не надо было
делить с коллегами. Таким образом, создавались условия для утраты
независимости, так как аудиторы-одиночки очень дорожили своими корпоративными
клиентами и никоим образом не хотели их терять [6, с. 346]. Кроме того,
независимость была довольно проблемитичным вопросом для японских аудиторов
из-за проблем культурного и ментального характера, на что указывает в своей
статье Дж.Л. МакКиннон [8].
Прошло
довольно много времени до того, как в Японии ввели полномасштабный аудит. Это
произошло только в 1957 году, а до этого (1951-57 гг.) японские аудиторы в
экспериментальном порядке набивали себе шишки, пытаясь путем проб и ошибок как
следует овладеть профессией.
После
внедрения обязательного аудита, которое прошло без особенных недоразумений
(положительно сказался шестилетний экпериментальный период), казалось, что
аудит прочно утвердился на японской земле, но фактически бытовавшие много лет
мошеннические схемы получения скрытых дивидендов так и не были искоренены.
Внимание к многочисленным фактам сокрытия реальной информации компаниями
временно ослабло, чему способствовал быстрый экономический рост Японии,
продолжавшийся до начала 60-х годов ХХ века.
В
1963 году в японской экономике начался кризис, который привел к банкротству
многих компаний, особенно в 1964-65 годах. Именно тогда вскрылись случаи
незаконных действий руководства компаний, связанные с маскировкой реальной
прибыли и ведением двойного учета. Независимые аудиторы, многие из которых
действовали индивидуально, проявили себя в период кризиса не с лучшей стороны.
Поэтому проведение аудита компаний в одиночку было запрещено и с 1967 года
начали создаваться первые фирмы, объединяющие CPA.
Был
реорганизован JICPA, который объединил подавляющее большинство практикующих
аудиторов. Кроме того, постольку внутренний аудит тоже проявил себя не лучшим
образом, были приняты меры по укреплению системы внутреннего аудита в японских
корпорациях. К сожалению, несмотря на принятые меры, японские аудиторы
столкнулись с новыми проблемами.
Во-первых,
JICPA получил статус так называемой специальной корпорации, что в значительной
мере было реакцией на громкие скандалы вокруг обанкротившихся компаний
(особенно показательным было банкротство Sanyo Special Steel Co., которое
прочно вошло в историю как одно из самых скандальных в истории Японии). Для
аудиторов, недобросовестно выполняющих свою работу, были введены
административные санкции вплоть до аннулирования регистрации.
Правительство,
однако, не остановилось на этих санкциях. Министерство финансов, которое не
особенно верило в способность JICPA к самоочистке и обновлению, получило
реальные рычаги влияния на эту организацию. Введение для JICPA статуса
специальной корпорации предусматривало установление жесткого правительственного
контроля, обусловленного спецификой этого типа организационной структуры (в
Японии специальные корпорации создаются правительством с определенной
стратегической целью и жестко контролируются им).
Во-вторых,
реформирование системы бухгалтерского учета продвигалось очень медленно. Лишь в
1974 году аудит, проводимый CPAs, был предписан Коммерческим кодексом в ответ
на усиливающиеся потребности в создании надежного внутреннего контроля в
корпорациях. Реформирование системы учета и аудита проходило за закрытыми
дверями и прктикующие специалисты имели намного меньше влияния на процесс, чем правительственные
чиновники.
В-третьих,
с каждым годом вскрывались все новые случаи мошенничества в учете корпораций,
причем бухгалтеры и аудиторы, ответственные за это, отделывались сравнительно
легко – как правило, незаконные операции просто отменялись. Менеджеры, которые
должны были нести ответственность за мошеннические схемы, отображаемые в учете,
также наказания практически не несли.
В
подобных условиях в начале 90-х годов японская экономика впала в
беспрецедентную депрессию. В 1996 году развалились многие компании,
специализирующиеся на ссудах под жилищное строительство, а в 1997 году подобная
участь постигла и ряд строительных компаний [9, c. 167-171]. Дальше, в 1998
году, последовал коллапс банка Hanwa и банкротство Банка долгосрочного
кредитования Японии. Удивительно, что во всех этих случаях заключения аудиторов
были положительными. Конечно же, когда корпорации одна за другой падали в
бездну финансового кризиса, аудиторы попали под бешеный огонь вполне
заслуженной критики. Таким образом, недавний случай банкротства Enron –
крупнейшей энергетической компании США – с глубоким пониманием был встречен в
Японии, которая пережила нечто подобное, только в бóльших масштабах, во
второй половине 90-х годов.
В
значительной мере ослабление независимого аудиторского контроля было
обусловлено политикой Министерства финансов Японии, которое практически
полностью подчинило себе JICPA. Многие члены руководства последнего – бывшие
ответственные работники Министерства финансов, которые активно влияют на
деятельность формально независимых японских аудиторов. В результате оказалось,
что положительные заключения для компаний, которые обанкротились, аудиторы
давали под значительным давлением со стороны Министерства финансов. Именно этим
и объясняется факт, что аудиторы, давшие положительные заключения потенциальным
банкротам, не понесли никакого наказания. Иначе быть и не могло – Министерство
финансов Японии было не готово публично высечь само себя.
Причины
экономического кризиса, разразившегося в Японии не исчерпываются, конечно,
проблемами учета и аудита, но этот фактор следует все же считать одним из
основных. Неадекватность системы независимого аудита и внутреннего контроля в
японских корпорациях уровню экономического развития, а также требованиям рынка,
значительно усугубила кризис, который можно было бы если не предотвратить, то
хотя бы смягчить.
Несмотря
на то, что после 1999 года в Японии были приняты некоторые меры по повышению
качества аудита, провдимого CPAs, такие как введение обязательного постоянного
обучения аудиторов и проверок работы аудиторских фирм со стороны JICPA, многие
высказывают сомнение в том, что ситуация будет коренным обзазом изменена в
лучшую сторону [10, с. 50]. К сожалению, влияние Министерства финансов Японии
на аудит остается слишком большим, что вредит независимости аудиторов и
аудиторских фирм. Кроме того, специфика японской корпоративной культуры и
менеджмента делают довольно проблематичным введение полноценного внутреннего
аудита, например, в таком виде, в каком он существует в США.
Следует
признать, что попытки утвердить в Японии западные модели бухгалтерского учета и
аудита удались далеко не полностью. Так и не удалось создать независимые
профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов (кроме JICPA, фактически
подконтрольного Министерству финансов), которые могли бы служить гарантами
прогресса и усовершенствования практики учета и аудита. Внутренний аудит в
японских корпорациях не прижился, что значительно снижает эффективность
корпоративного контроля. Мы видим, что подобные несоответствия могут быть,
мягко говоря, весьма неприятными. Опыт Японии является наглядным и поучительным
уроком, который должен заставить призадуматься и нас. Лучше не наступать на те
грабли, на которые наступил твой сосед …
Литература:
1.
Shimme, S.
Introduction to double-entry bookkeeping in Japan // The Accounting Review. –
1937. – Vol. 12, No. 3. – P. 290-295.
2.
Someya, K.
Japanese Accounting. – New York, NY: Oxford University Press, 1996.
3.
Cooke, T.E. and
Kikuya, M. Financial Reporting in Japan: Regulation, Practice and Environment.
– Oxford, UK: Blackwell Publishing, 1992.
4.
Murase, G. The
present status of the public accounting profession in Japan // The Accounting
Review. – 1962. – Vol. 37, No. 1. – P. 88-91.
5.
Hara, I. Evolution
of the System for Professional Accountants in Japan (in Japanese). – Tokyo:
Hakuto Shobo, 1989.
6.
Sakagami, M.,
Yoshimi, H., and Okano, H. Japanese accounting profession in transition //
Accounting, Auditing & Accountability Journal. – 1999. – Vol. 12, No. 3. –
P. 340-357.
7.
Fujita, Y. The
evolution of financial reporting in Japan // The International Journal of
Accounting, Education and Research. – 1966. – Vol. 2, No. 1. – P. 49-75.
8.
McKinnon, J.L.
Cultural constraints on audit independence in Japan // The International
Journal of Accounting. – 1984, Fall. – P. 17-43.
9.
Hall, M.J.B.
Financial Reform in Japan: Causes and Consequences. – Cheltenham, UK: Edward
Elgar Publishing, 1998.
10.
Gordon, W.D. A
Critical Evaluation of Japanese Accounting Changes Since 1997. A dissertation
submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of MA in
Advanced Japanese Studies. – Sheffield, UK: University of Sheffield, School of
East Asian Studies, 1999.
Приложение А
История бухгалтерского учета и аудита в Японии *
1890
Принят Коммерческий кодекс Японии
1948
Приняты Закон про ценные бумаги и
фондовый рынок и Закон про дипломированных общественных бухгалтеров (CPA)
1949
Опубликованы стандарты финансового
учета для коммерческих предприятий.
Создан японский Институт
димломированных общественных бухгалтеров (JICPA) как саморегулирующаяся
асоциация
1950
Опубликована Инструкция про
терминологию, формы и методы подготовки финансовых отчетов.
Впервые опубликованы стандарты
аудита и связанные с ними правила
1951
Аудит, проводимый дипломированными
общественными бухгалтерами, стал обязательным в соответствии с Законом про
ценные бумаги и фондовый рынок
1966
JICPA реорганизован в соответствии
с новыми положениями Закона про дипломированных общественных бухгалтеров,
согласно которым все CPA должны быть членами JICPA
1967
Создана первая аудиторская компания
в соответствии с пересмотренным Законом про дипломированных общественных
бухгалтеров
1971
Опубликованы стандарты
бухгалтерского учета для частных школ
1973
JICPA стал одним из
членов-основателей Международного комитета по стандартам бухгалтерского учета
(IASC)
1974
Аудит, проводимый дипломированными
общественными бухгалтерами, стал обязательным в соответствии с Коммерческим
кодексом Японии
1975
Опубликованы стандарты, связанные с
составлением консолидированной финансовой отчетности
Стал обязательным аудит банков и
страховых компаний
1977
Началось проведение независимого
аудита промежуточных и консолидированных финансовых отчетов
JICPA стал одним из членов совета
основателей Международной федерации бухгалтеров (IFAC)
1979
Опубликованы стандарты
бухгалтерского учета операций в иностранной валюте
1987
В Токио состоялся 13-й Всемирный конгресс
бухгалтеров
1988
Существенно пересмотренны
требования к раскрытию информации про сегменты деятельности в финансовых
отчетах.
Исправлены требования к раскрытию
операций со связанными сторонами и представлению информации про рыночную
стоимость ценных бумаг, представленных на фондовом рынке
1991
Существенно пересмотрены стандарты
аудита и связанные с ними правила
1992
Внесены изменения в Закон про
димломированных общественных бухгалтеров, связанные с проведением экзаменами
для CPA и другими проблемами
1993
Внесены изменения в Коммерческий
кодекс с целью расширения прав акционеров и полномочий штатных аудиторов, а
также улучшения процедур, связанных с возникающими долговыми обязательствами
1995
Изменены стандарты бухгалтерского
учета операций в иностранной валюте.
Появился Закон про улучшение и
расширение сферы контроля и менеджмента в финансовых учреждениях
1998
Отмечена пятидесятая годовщина с
начала деятельности CPA в Японии
1999
Опубликованы стандарты
бухгалтерского учета финансовых инструментов.
Внесены изменения в Коммерческий
кодекс с целью создания новой фондовой биржи и трансфертной системы.
Исправлены стандарты бухгалтерского
учета операций в иностранной валюте