Показатели таблицы 1.1 говорят о четко
сложившихся неблагоприятных тенденциях постарения населения и волнообразного
уменьшения доли населения моложе трудоспособного возраста.
Основное пополнение трудовых ресурсов
происходит и будет происходить в будущем за счет населения моложе
трудоспособного возраста. Следовательно, оно в значительной степени
определяется демографическими процессами, происходящими в стране. Трудовые ресурсы
определяют количество и структуру труда, а качество и потенциальные возможности
характеризует трудовой потенциал. [22]
Трудовой потенциал есть совокупность всех
трудовых возможностей как отдельного человека, так и различных групп работников
общества в целом. Вместе с тем эта качественная сторона находится в
определенном единстве с трудовыми ресурсами.
Количественно трудовой потенциал можно
определить путем перемножения численности трудовых ресурсов на время, которое
может отработать один работник в течение года.
Качественная характеристика трудового
потенциала включает физическую, интеллектуальную и социальную составляющие.
Физическая составляющая характеризует
физические и психологические возможности людей, зависящие от здоровья человека.
На здоровье влияют уровень и качество жизни, условия труда, техника
безопасности на производстве, состояние внешней среды, уровень здравоохранения.
Наиболее существенной характеристикой качества трудового потенциала
выступает интеллектуальная составляющая - накопление знаний и опыта по
различным аспектам развития природы и общества, научно-технических,
экономических и культурных достижений. Накопление знаний осуществляется в
социально-культурной, духовной сфере. Ядром знаний выступают образование и
научные исследования. Эти две области тесно связаны между собой через основные
объекты их деятельности. С одной стороны, - через информационные потоки, с
другой, - через учащихся, преподавателей, научные кадры.
Образовательный потенциал рабочей силы и
населения непосредственно характеризуется данными об уровне образования. Эти
показатели широко используются в каждой стране и для международных сравнений.
Социальная составляющая трудового потенциала.
Трудовой потенциал человека зависит от социальной среды, социальной
справедливости и социальной защищенности. В дореформенный период социальные
гарантии были не достаточно высокими, но более надежными: желающие
обеспечивались работой; существовала бесплатная форма образования, медицинского
обслуживания и получения жилья; устойчивая система пенсионного обеспечения;
широкая сеть детский дошкольных учреждений. Наиболее острыми проблемами
считались уравнительность и остаточный принцип финансирования.
С середины 1993 года в российской статистике
осуществлен переход на рекомендуемую международной организацией труда (МОТ)
классификацию населения на экономически активное и неактивное население.
Экономически активное население (рабочая сила)
есть часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства
товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых
и безработных и измеряется по отношению к обследуемому периоду.
Уровень экономической активности населения –
это доля экономически активного населения в общей численности населения.
К занятым относятся лица обоих полов в
возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в
рассматриваемый период:
·
Выполняли работу по найму
за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также
иную приносящую доход работу, самостоятельно либо у отдельных граждан,
независимо от сроков получения непосредственной оплаты или доходов за свою
должность. Не включаются в состав занятых зарегистрированные безработные,
выполняющие оплачиваемые общественные работы, полученные через службу занятости,
а также учащиеся и студенты, выполняющие оплачиваемые сельскохозяйственные
работы по направлению учебных заведений;