Рефераты. Проблемы регулирования рынка труда в условиях реформирования экономики (на примере Кемеровской облас...






·        Временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы; ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов; возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные дни; работы по специальному графику; нахождения в резерве (что имеет место при работе на транспорте); установленного законом отпуска по беременности, родам и уходу за ребёнком; обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска;

·        Выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

·        Не имели работы (доходного занятия);

·        Занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческие службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятий, использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела;

·        Были готовы приступить к работе.

При отнесении к безработным должны быть соблюдены одновременно все три критерия, перечисленные выше. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению службы занятости. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, в соответствии с критериями, заложенными выше. [22]

Рабочая сила присуща любому обществу независимо от этапа его развития, его общественной формы. Под рабочей силой понимают физические и умственные способности к труду, которыми обладает человек и которые он использует при производстве материальных и духовных благ. Однако только на определенной ступени исторического развития общества это понятие приобрело конкретный экономический смысл. Способность к труду – рабочая сила – стала товаром. Это знаменовало собой возникновение нового общественного строя, нового способа производства – капитализма.

Понятие “рабочая сила” охватывает только используемые в конкретном труде способности занятых в экономике на принципах найма. В это понятие включаются также способности к труду безработных, ищущих работу, а также ближайшего трудового резерва, которые будет использоваться в качестве наемной рабочей силы. Подобное разграничение необходимо потому, что в современной экономике следует выделять предпринимательские способности в качестве самостоятельного фактора производства.

Рабочая сила является неотъемлемой принадлежностью ее носителя - человека, способного к выполнению определенных трудовых функций. Однако люди в трудоспособном возрасте в реальной действительности являются не только работниками, но и членами семей, жителями населенных пунктов, потребителями различных материальных и духовных благ и т.д. Рабочая сила, рассматриваемая в единстве с ее носителем - трудоспособным населением, выражается понятием "трудовые ресурсы". Следовательно, понятия "трудовые ресурсы" шире, многограннее, чем понятие "рабочая сила". Соотношение между ними определяется тем, что трудовые ресурсы представляют собой определенную совокупность людей, в то время как рабочая сила - это свойство последних. [14]


1.2. Структура и виды рынка труда


Рынок труда – это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм его самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы).

В структуре рынка труда можно выделить следующие компоненты:

v    субъекты рынка труда;

v    экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;

v    рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);

v    безработица и социальные выплаты, связанные с ней;

v    рыночная инфраструктура.

Совокупность названных компонентов и их взаимосвязь между собой вполне достаточны для возникновения функционирования рынка труда в современных условиях.

Основные характеристики компонентов рынка труда:

Субъекты рынка труда – это наемные работники (и их объединения – профсоюзы), работодатели и их союзы, государство и его органы.

Наемные работники – это граждане, включающиеся в процесс общественного производства на основе продажи своей рабочей силы, найма к собственнику средств производства или организатору производства – менеджеру профессиональной подготовки. Абсолютное большинство занятых (около 90 %) это наемные работники, поэтому характеристика всех занятых в том или ином разрезе дает представление о качестве рабочей силы, способности и готовности индивидуумов участвовать в рыночных отношениях и выбирать способы этого участия.

Работодатель – это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. Статистика пока не дает точной численности  и не анализирует качественный состав работодателей. На малом предприятии работодатель обычно собственник средств производства. В крупных акционерных компаниях и на государственных предприятиях работодатель сам является наемным работником акционеров или государства. В акционерном обществе работодателем выступает менеджер, который может иметь часть акций предприятия. На унитарном государственном предприятии руководитель (директор) не владеет средствами производства.

Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта оно выполняет следующие функции:

·          социально-экономические, связанные с обеспечением полной занятости путем стимулирования создания рабочих мест в всех секторах экономики;

·          законодательные, связанные с разработкой основных юридических норм и правил;

·          регулирования рынка труда косвенными методами;

·          защиты прав всех субъектов рынка труда;

·          ролевые (функции работодателя на государственных предприятиях).

Степень выполнения указанных функций зависит от экономических, политических, социальных факторов, и их конкретного сочетания в том или ином историческом периоде.

Второй компонент – юридические нормы и экономические программы. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы предусмотрены в Конституции Российской Федерации, и в Законе “О занятости населения Российской Федерации”, других законах. Данные нормы конкретизируются в Указах Президента Российской Федерации, решениях правительства в ежегодно, или на 2 года принимаемых Генеральном, региональных, отраслевых соглашениях, в коллективных договорах, заключаемых на предприятиях.

Успешное функционирование рынка невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости, разработки и осуществления федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и др.

Законодательные нормы и экономические программы создают основу для более полного и цивилизованного действия третьего компонента рыночного механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса и предложения как реакции на информацию рыночной цены труда и конкуренцию.

Безработица и социальные выплаты, связанные с ней, - четвертый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для их переподготовки и повторное вовлечение в трудовой процесс, законом о занятости населения предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсации при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и др.

Рыночная инфраструктура (пятый компонент) – это совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров; сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д.

Основной элемент инфраструктуры рынка труда – государственная служба занятости, включающая в себя органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Наряду с ней развиваются негосударственные структуры занятости.

Фонды занятости, также структурированные по уровням (от федерального до районного), формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей и страховых взносов с заработка работающих. Дополнительными источниками служат ассигнования из бюджетов соответствующих уровней, субсидии и субвенции вышестоящих фондов занятости для нижестоящих, добровольные взносы предприятий и граждан, другие поступления.

Центры подготовки и переподготовки рабочей силы обеспечивают повышение ее конкурентоспособности, способствуют более быстрому вхождению безработных в состав занятого населения.

Все компоненты рынка труда призваны в совокупности обеспечить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, на определенную социальную защиту. В конечном счете взаимодействие всех компонентов нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.

Рынок труда в России окончательно в развитом виде не сформировался, но имеются все его основные компоненты. Поэтому можно утверждать, что рынок труда, хотя и несовершенный в России есть. [22]

Соотношение отдельных категорий трудоспособного населения, вовлекаемых в разнообразные формы рыночных социально-трудовых отношений представлено на рисунке 1.1

Категории трудоспособного населения, в т.ч.

Занятые

Безработные

Потенциальные способности к труду, планируемые к трудовому использованию в течение ближайшего года

Способности к труду, не вовлеченные в профессиональный труд

Лица свободных профессий

Работодатели, в т.ч. предприниматели и др.

Наемные работники

Активно ищущие работу

Учащиеся всех видов учебных заведений: выпускные классы

Военнослужащие, подлежащие демобилизации, сокращении

Лица, освобожденные из мест лишения свободы

домохозяйки

Лица, нигде не работающие и незанятые учебой

           Рабочая сила           в т.ч. потенциальная         

 

 

Рынок труда в узком смысле

Рынок рабочей силы в узком смысле

Потенциальный рынок – рынок трудового резерва в узком смысле

 

 

Рынок труда в широком смысле

 

Рисунок 1.1 -  Рынок труда в широком смысле и формы его проявления.


В современных условиях рынок труда в России представляет собой весьма сложную структуру, образуемую двумя взаимосвязанными сферами, которые несут различную функциональную нагрузку, отличаются друг от друга способами и формами аккумуляции резервов рабочей силы, ее организации и регулирования, а также характером влияния на эффективность производства. По выше отмеченным признакам рынок труда подразделяется на открытый и скрытый.

Открытый рынок труда - это все трудоспособное население, фактически ищущее работу и нуждающиеся в профориентации, подготовке и переподготовке.

Скрытый рынок труда - это работники, сохраняющие статус занятых, но для которых вероятность потерять работу очень велика; отдельные исследователи называют это явление “потенциальный” рынок труда или же “потенциальной” безработицей. Речь идет о тех работниках, которые работают неполную рабочую неделю или же рабочий день, отправляются предприятиями в вынужденные долгосрочные отпуска и т.д. Измерить масштабы скрытого рынка труда весьма затруднительно. Его величина зависит от множества факторов, среди которых важное значение имеет отраслевая и региональная специфика функционирования производственных комплексов.

В свою очередь, открытый рынок труда целесообразно подразделять на официальную (или же организованную) и неофициальную (стихийную) части.

Официальная часть открытого рынка - это неработающие лица, которые ищут себе работу через официальные центры и службы занятости. Неофициальная часть открытого рынка представлена неработающими лицами, которые ищут себе работу самостоятельно, минуя официальные государственные учреждения, занимающиеся вопросами трудоустройства безработных. В настоящее время вторая часть (неофициальная) открытого рынка труда в 3 - 4 раза превышает первую, что косвенным образом говорит о недостаточно высокой степени эффективности функционирования ныне действующих служб занятости.

Расширение скрытого рынка труда и его застойный характер являются следствием слабого включения государства в стимулирование малого производства. Это затрудняет и тормозит освобождение предприятий от скрытых резервов рабочей силы и сдерживает перелив людей в перспективные отрасли и сферы. Эта же причина способствует формированию еще одной особенности российского рынка труда - широкому развитию неформального сектора экономики и, соответственно, неформальной занятости. [13]

К неформальному сектору экономики в России принято относить незарегистрированную в соответствии с законодательством экономическую деятельность, занятые которой не платят налогов. Международная организация труда рассматривает неформальный сектор как совокупность очень мелких единиц, производящих и распределяющих товары и услуги и состоящих, в основном, из независимых, самостоятельно занятых производителей. При этом МОТ не выделяет в качестве обязательного для отнесения к неформальному сектору критерий отсутствия официальной регистрации деятельности. Поэтому правомерным является при анализе сущности неформального сектора занятости рассматривать во взаимосвязи с ним и близкие по сути, но официально зарегистрированные виды деятельности.

В России складывающийся неформальный сектор чрезвычайно разнороден. Граница между формальным и неформальным секторами, неформальным сектором и экономической неактивностью, неформальным сектором и теневой экономикой, теневой экономикой и криминальной экономикой достаточна условна. Поэтому целесообразно рассматривать неформальный сектор в широком плане, включая смежные с ним формы деятельности.

Внутри неформального сектора можно выделить несколько разновидностей занятости: по профессионально-квалифицированному уровню и уровню доходов выделяются квалифицированная, достаточно хорошо оплачиваемая работа (частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды, ремонт бытовой техники, строительные работы и др.), работа, не требующая особой квалификации (мелкая торговля, “челночный” бизнес, оказание различных услуг). По способу осуществления неформальной деятельности и получения доходов выделяются индивидуально занятые, работники владельцы мелких незарегистрированных производственных единиц, официально не оформленные работники в зарегистрированных организациях, неучтенная от налогообложения деятельность предприятий формального сектора, приносящая их сотрудникам неучтенные доходы, неучтенная деятельность работников формального сектора, осуществляемая на рабочем месте и т.п. По статусу занятых в неформальном секторе выделяются лица, занятые только в неформальном секторе, и лица, занятые как в неформальном, так и в формальном секторе.

Неформальный сектор занятости в России возник с переходом к рыночной экономике, он существовал и раньше и был представлен репетиторами, портными, нянями, домработницами, и т.п., существовала и теневая экономика. Однако в последние несколько лет состав, масштабы, характер неформального сектора резко изменились. Прежде всего численность занятых в нем увеличилась во много раз, резко возросла доля торговли, появились совершенно новые для нас явления - уличная торговля, “челноки”, значительно расширилась теневая экономика, неформальный сектор стал фактически самостоятельным сегментом рынка труда.

Какие-либо количественные показатели масштабов занятости в неформальном секторе в официальной статистике отсутствуют. Дело в том, что значительная часть людей совмещает работу в формальном и неформальном секторах. Прежде всего это касается лиц, работающих неполную рабочую неделю по инициативе администрации или находящихся в административных отпусках. Занятые в отраслях с низким уровнем оплаты труда, а также с характером работы, допускающим относительно свободный режим или позволяющим подрабатывать на рабочем месте, также склонны к занятости в неформальном секторе. К таким отраслям можно отнести практически всю непроизводственную сферу, за исключением высокооплачиваемых отраслей (кредитование, финансы, страхование и аппарат органов управления), информационно-вычислительное обслуживание, торговлю и общественное питание, некоторые отрасли промышленности.

По некоторым оценкам, в настоящее время более половины экономически активного населения имеют отношение к неофициальному сектору экономики, т.е. получают неучтенные доходы. Из них в собственно неформальном секторе занято около 12 млн. человек (19,2% экономически активного населения), которые распределяются примерно поровну между занятыми только в неформальном секторе и между не утратившими связь с формальным сектором.

Значение неформально сектора для нашей экономики и рынка труда неоднозначно. С одной стороны, очевидна его положительная роль в решении проблем занятости и доходов населения. С другой стороны, он создает условия для развития криминальной среды. Кроме того, для занятых в неформальном секторе отсутствуют социальные гарантии, не контролируются условия их труда. Происходит отток части квалифицированных и перспективных работников из формального сектора, что отрицательно сказывается на его эффективности. Занятость в неформальном секторе, особенно в таких сферах, как мелкая торговля, челночный бизнес, торгово-посредническая деятельность, оказание различных услуг частным лицам, приводит к утрате квалификации, профессиональных навыков. Из-за нерегулярного характера занятости люди отвыкают от систематической работы. Все это имеет особенно негативные последствия для занятой в данном секторе молодежи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.