Рефераты. Проблемы регулирования рынка труда в условиях реформирования экономики (на примере Кемеровской облас...






ü     наличие высоких требований, предъявляемых работодателями к кандидатам на замещение вакантных мест (в том числе половозрастные ограничения у каждой пятой вакансии, стаж работы и профессиональные навыки запрашиваются в первую очередь и т.д.).

Согласно ответам на рекомендательные письма и направления на работу, основными причинами отказов работодателей в приеме на работу безработных граждан являются:

-         вакансия занята;

-         не прошел по конкурсу;

-         отсутствие опыта работы;

-         отсутствие документов, подтверждающих наличие определенной квалификации;

-         низкая квалификация;

-         отсутствие дополнительных навыков и умений.

Фактическими же основаниями для отказа могли служить – наличие судимости и (или) увольнения за виновные действия в прежней трудовой деятельности; отдаленность места жительства от места работы, возраст, наличие детей дошкольного возраста, длительная незанятость, неряшливый вид, неумение правильно построить беседу с работодателем, сознательное создание отрицательного мнения о себе.

В свою очередь безработные граждане отказываются от предложенных вариантов трудоустройства по следующим причинам:

-         низкий уровень оплаты труда;

-         невыполнение работодателем своих обязательств (задержка выплаты зарплаты, условия труда, несоблюдение правил приема на работу и т.п.);

-         отдаленность места работы от места жительства;

-         состояние здоровья;

-         тяжелые условия труда.

Отсутствие вакансий с заработной платой на уровне средней по области является препятствием для трудоустройства бывших работников нефте- и газодобывающих предприятий, железнодорожного транспорта, банковских служащих, руководителей и специалистов. Безработные из этих категорий имеют, как правило, заработную плату выше средне областной, что непосредственно способствует росту социального иждивенчества.

В 2000 году территориальные ОЗН продолжали укреплять партнерские отношения с работодателями различных форм собственности. Департамент осуществлял информационное обеспечение ОЗН материалами оп опыту аналогичной работы других регионов.

Значительно активизировалась  деятельность по формированию  банка свободных рабочих мест с использованием традиционных каналов получения информации:

-         из заявок;

-         по телефону;

-         во время посещений предприятий и организаций;

-         при регистрации предприятия в Фонде занятости.

В настоящее время служба занятости предоставляет ряд, ставших популярными среди работодателе, услуг: круглосуточный прием вакансий по факсу; размещение вакансий в газетах по просьбе работодателей, использование практики закрытых вакансий и т.п.

По сравнению с 1999г. заметно выросло количество вакансий, поступивших в территориальный органы службы занятости области. Увеличилось число предприятий, представляющих сведения о вакансиях в службу занятости. Традиционными оставались причины, по которым не все предприятия сообщали о существующих вакансиях, в их числе:

ü     перепрофилирование производства, вследствие чего отдельные рабочие места оказались законсервированными;

ü     отсутствие четкой перспективы в развитии производства в связи с тяжелым финансовым положением предприятия;

ü      прием на работу граждан, ранее работавших на данном предприятии и зарекомендовавших себя с положительной стороны;

ü     трудоустройство через личные контакты;

ü     определенное недоверие работодателей к клиентам службы занятости, среди которых немало длительно неработающих и уволенных за нарушение  трудовой деятельности.

Средняя продолжительность "существования" вакансий по областной службе занятости на конец 2000 года составила 3,3 месяца. Данные по движению числа вакансий, заявленных в службу занятости представлены в таблице 2.17.


Таблица 2.17 - Движение числа вакансий (свободных рабочих мест), заявленных в службу занятости.

Наименование показателя

Ед. изм

1998

1999

2000

А

1

2

3

4

Наличие вакансий в службе занятости по состоянию на начало периода.

Ед.

5933

4021

8415

Заявлено вакансий в службу занятости

Ед.

52370

75512

101057

“Снято с учета” вакансий

Ед.

54282

68118

96225

Наличие вакансий в службе занятости по состоянию на конец периода

Ед.

4021

8415

13247

Продолжительность существования вакансий по состоянию на конец периода

Ед.

 

 

 

До 1 месяца

Ед.

1862

3362

3403

Продолжение таблицы 2.17

А

1

2

3

4

От 1 до 3 месяцев

Ед.

1231

2619

5101

От 3 до 6 месяцев

Ед.

569

1416

2457

От 6 до года

Ед.

275

923

2179

Более года

Ед.

84

95

107

Средняя продолжительность существования вакансий в банке данных.

Месяц.

2,41

2,74

3,3

Продолжительность "существования" вакансии зависит от наличия необходимых специалистов среди клиентов и условия работы, предлагаемых работодателем. Определяющими факторами  периода заполнения вакансий является: уровень заработной платы и регулярность выплаты. Вакансии, стабильно работающих предприятий и организаций, заполняются в течение одного-двух дней.

Партнерские отношения с работодателями строились на взаимовыгодной основе: увеличение числа вакансий и расширение спектра услуг для работодателей. Формы взаимодействия достаточно разнообразны:

1.     Информирование является базисным элементом во всей системе партнерских взаимоотношений. Территориальные ОЗН выпускают для работодателей специальные информационные материалы, содержащие комплекс сведений о целях, задачах, направлениях деятельности службы занятости, перечне оказываемых услуг и возможных форм сотрудничества.

При регистрации в службе занятости вновь открываемых предприятий указанные материалы работодателям выдавались в обязательном порядке.

2.     Посещение предприятий специалистами ОЗН для получения полной информации о предприятии и перспективах его развития. При посещении предприятий специалисты службы занятости знакомятся с профилем и структурой предприятия; юридическим статусом и экономическим положением; режимом и условиями работы; системой оплаты труда; наличием служебного жилья, детских и медицинских учреждений. Работа с работниками кадровых подразделений по вопросам законодательства о занятости, предлагают пакеты необходимых документов.

3.     Семинары-совещания, информационные консультации с участием руководителей предприятий, работников территориальных администраций и кадровых служб по вопросам: повышения заинтересованности сторон в решении проблем занятости различных категорий населения; предоставления вакансий; процесса высвобождения кадров - оценки последствий и выработки совместных действий  по предупреждению; организации общественных работ, "Молодежной практики", квотирования рабочих мест, субсидированной занятости.

4.     Выездные отделы кадров. Представители предприятий ведут работу по комплектованию кадров в помещении ОЗН. В случае необходимости набора большого количества кадров, отдаленности предприятий  или по иным причинам работодатель ведет работу по найму работников представителем организации непосредственно в службе занятости.

5.     Банк данных специалистов - технология, основанная на формировании комплекса подробной информации  о специалистах высокой квалификации и редких специальностях как из числа безработных граждан, так и лиц занятых трудовой деятельностью, но желающих сменить место работы.

Доступ к информации "банка", представленной в форме резюме, дает возможность работодателю производить самостоятельный предварительный отбор нужных специалистов.

В последние годы активно развивались следующие программы ОЗН по трудоустройству населения:

1.     Организация рабочих мест;

2.     Организация трудоустройства несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет;

3.     Организация занятости выпускников учебных заведений в рамках программы "Молодежная практика";

4.     Поддержка предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости;

5.     Организация общественных работ;

6.     Профориентация;

7.     Профобучение.

Организация рабочих мест

Мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест осуществляются в рамках федеральных и региональных программ:

Ø     социально-экономического развития территорий;

Ø     содействия занятости населения;

Ø     организация и проведение общественных работ в дорожной отрасли;

Ø     содействия занятости молодежи и подростков;

Ø     экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера;

Ø     государственной поддержке малого предпринимательства в Кемеровской области.

В 2000 году проведено 34 конкурса проектов. В конкурсах приняли участие 114 предприятий и организаций. По итогам проведенных конкурсов  заключен 71 договор на сумму 23458,8 тыс. руб. для создания 1000 рабочих мест, в том числе 17805,2 тыс. руб. (76 %) для создания в приоритетном порядке 759 рабочих мест для безработных граждан, требующей особой социальной защиты.

Уменьшение задолженности предприятий по страховым взносам в фонд занятости положительно повлияло на процесс инвестирования создания новых рабочих мест.  Программой в 2000 году предусматривалось финансирование создания 700 новых рабочих мест. Организовано 1011 рабочих мест, на 34 % больше, чем в предыдущем году (755 рабочих мест), в том числе 27 % через механизм взаимозачетов. Трудоустройство безработных на вновь созданных рабочих местах представлено на рисунке 2.7.


Рисунок 2.7 - Трудоустройство безработных на вновь созданных рабочих местах


По-прежнему, значительное внимание уделяется созданию рабочих мест в сельских районах. Одной из эффективных мер, улучшающих социально-экономическую ситуацию, является поддержка предпринимательских инициатив. За 2000 год на создание 788 новых рабочих места с сфере малого и среднего бизнеса израсходовано 21 млн. руб.

Большое внимание органов службы занятости населения уделяли созданию рабочих мест для инвалидов и молодежи. Например, в г. Кемерово три предприятия, использующие труд инвалидов,  в 2000 году получили финансовую помощь для создания 42 рабочих мест, на которые трудоустроено 42 инвалида.


Организация трудоустройства несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет.

Программой "Содействия занятости населения Кемеровской области на 2000 год" и целевой региональной программой "Содействия занятости подростков и молодежи Кемеровской области на 2000 год" предполагалось трудоустроить на временные рабочих местах 25,4 тыс. подростков. Общий объем финансирования составил 7,3 млн. руб. (3,6 млн. руб. из областного бюджета, 3,6 млн. руб. из государственного фонда занятости, 0,1 млн. руб. - местного бюджета).

В течение 2000 года за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости обратилось более 24,1 тыс. несовершеннолетних в возрасте 14-17 лет (на 11 % меньше, чем в 1999г.). Более 20,9 тыс. несовершеннолетних участвовало во временной занятости.

Из общей численности работавших подростков 3,5 тыс. (17 %) трудоустроены через молодежные биржи, 0,9 тыс. чел. (4,3 %) - по направлению комиссии по делам несовершеннолетних.

По видам выполняемых работ: 4,2 тыс. (20 %) были заняты на строительных и ремонтных работах; 2,2 тыс. (10,7 %) - в органах управления; 0,9 тыс. (4,3 %) - в сельском хозяйстве; 0,4 тыс. подростков (2,1 %) на предприятиях промышленности. Более 1,5 тыс. подростков приняли участие в работах, связанных с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне: оказание помощи ветеранам войны (ремонт квартир, копка огородов и т.п.), благоустройство и ремонт памятников.


Организация занятости выпускников учебных заведений в рамках программы "Молодежная практика".

Сегодня перед угрозой безработицы оказались выпускники учебных заведений. Чтобы иметь шанс на рынке труда, им необходимо закрепить профессиональные навыки, знания, умения и в этом им помогает программа - "Молодежная практика", шесть лет развивающаяся в Кузбассе.

Эта программа имеет ряд преимуществ по сравнению с другими направлениями активной политики занятости. Ее отличает прежде всего совпадение интересов работодателя и ищущего работу. Работодателю выгодно участвовать в этой программе, так как он:

§        экономит собственные средства в части оплаты труда;

§        может увеличивать испытательный срок до 6 месяцев;

§        привлекает дополнительную рабочую силу.

Участие в программе "Молодежная практика" дает возможность выпускникам:

-         проверить себя на практике;

-         приобрести навыки и стаж работы по специальности;

-         иметь ежемесячно источник дохода;

-         найти постоянную работу;

-         в случае неудачи - вновь обратиться в службу занятости и получать более высокое пособие по безработице.

В 2000 году обратились в органы службы занятости 7 тыс. выпускников учреждений профессионального образования (95 % к уровню 1999 года), из них каждый четвертый - выпускник общеобразовательной школы, каждый третий - выпускник ПТУ или средне специального учебного заведенья, каждый девятый - выпускник ВУЗа.

Уровень трудоустройства возрос на 2 % в сравнении с 1999 годом и составил 45 %.  В течение 2000 года участниками программы "Молодежная практика" стали 830 человек (рост в 1,7 раза по сравнению с 1999г.) или 11,7 % от общего числа выпускников, состоящих на учете ( в 1999 г. этот показатель - 6 %). Из них: 45 % имеют общее профессиональное образование, 28 % - высшее, 27 % - начальное  профессиональное.

Из участвующих в программе 434 человека, трудоустроено 243 человек.

Программа "Молодежная практика" способствует повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда в условиях новых экономических отношений, приобретению трудовых навыков и умений, а также получению своевременной материальной и психологической поддержки.


Поддержка предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости.

Органы службы занятости продолжают принимать активное участие в развитии малого бизнеса в Кемеровской области. Предпринимательской деятельностью занялись 758 человек, из них:

-         при содействии органов службы занятости 453 человека;

-         за счет средств господдержки 305 бывших работников угольной отрасли.

Рост безработных, организовавших собственное дело, при поддержки службы занятости, к соответствующему периоду прошлого года составляет 16 %. Их них число женщин увеличилось почти в 1,5 раза (1999г. - 181 чел., 2000 - 271 чел.). Субсидию получили 406 чел (90 %). Создано 6 предприятий и 447 безработных открыли собственное дело без образования юридического лица.

Наиболее активны в организации собственного дела женщины, причем большинство из них имеют определенные опыт работы в выбранных сферах деятельности. При  недостатке знаний по выбранной профессии, безработные направляются на обучение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.