Рефераты. Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 1






 

Дурьодхана, Материальное Желание, не получил немедленного ответа от своего наставника Дроны-Привычки, хотя (в стихе 11) он и сказал ему: “Пусть все солдаты беспокойного ума (Кауравы) собирутся вместе и защищают эго-сознание (Бхишму).” Видя отсутствие реакции Дроны, и с целью подбадривания царя Материальное Желание и предотвращая его упадок духа, все-познающий Бхишма-Эго издал сильную вибрацию гордости и решимости, и затрубил в свою боевую раковину беспокойного дыхания, являющегося причиной телесного отождествления и прерывающей неподвижность глубокой медитации.*

            Дрона изображен в целом непреиспоненным энтузиазма сражаться с Пандавами. Это оттого, что, как говорилось раньше, он не только наставник жестоких Кауравов, но также и добрых Пандавов. Пока йог не установился твердо в Самореализации, Дрона-Тенденция Привычки, в нем                           *

имеется смесь обоих, хороших и плохих, самскар, или         Союз привычки, эго

привычных тенденций принесенных из прошлых вопло-        и материального  

щений, большинство из которых проявили себя, как ус-               желания

тойчивые привычки в настоящей жизни. Тем не менее,

т.к. Дрона-Тенденция Привычки теперь объединился со злыми Кауравами, или телесно ограниченными дикими ментальными тенденциями, он концентрируется на защите тех сил Кауравов против опасности от нападения хороших привычек и разрушающих привычки разумных тенденций.

            Сама природа привычки есть автоматическое принуждение делать то, что человек стал и продолжает делать. Привычки продолжают следовать своему старому образцу, часто игнорируя новую команду желания. Когда дурным привычкам брошен вызов, их инстинкт самосохранения заставляет их вести себя, как если бы они были самодостаточны для разгрома нападающих хороших привычек и намерений, и не имеют времени уделить внимание побуждениям кооперировать с долгосрочным и более широким планом деятельности. Дурные привычки, поэтому, в конце концов, само-уничтожающи – ограниченные своей

_______________________________________________________________________

*Парамаханса Йогананда писал: «Приток неисчислимых космических токов в человека по способу дыхания вызывает беспокойство его ума. Так, дыхание соединяет его с преходящими феноменальными мирами. Чтобы избежать несчастий преходящего и вступить в блаженное царство Реальности, йог учится усмирять дыхание средствами научной медитации». (Шопоты из Вечности, изданы Товариществом Самореализации)



узкой фиксацией и близорукостью, зависящих в своем существовании от  важных ролей, которые играют Материальное Желание и Эго.  Например, в психологической битве между привычкой уступать соблазну и привычкой самоконтроля, если самоконтроль сильнее, он легко может подчинить соблазн. Но хорошим привычкам очень трудно преодолевать настойчивое сопротивление постоянно пополняемой армии, занимающейся развитием бесконечных новых материальных желаний и подкреплением телесно привязанных наклонностей эго. Без привязанности эго к телу, не было бы Материального Желания.; И без Желания не было бы Самскары, или Привычки. С вою очередь Эго может быть уничтожено, если оно не защищается Привычкой и Материальным Желанием.

            Так, Эго, защищаясь, начинает призывать к оружию. В контексте этого стиха Гиты, это значит, что во время глубокой медитации, когда удалось успокоить             *                      дыхание, получая очень приятное состояние мира, где ум Беспокойное дыхание     оттянут от чувств, обеспокоенное эго вздымает в ученике

удерживает сознание    мысль телесного отождествления, возбуждая снова привязанным к телу        беспокойное дыхание, которое, подобно львиному реву в                                                    сравнении с абсолютной недвижностью погруженного вовнутрь медитативного состояния. Как только ученик возобнавляет свою “естественную” практику зависимости от быстрого дыхания ( “трубит в боевую раковину”, что производит сознание материальных звуков через вибрацию грубой акаши, или эфира), Материальное Желание тела пробуждается и стимулируется подстрекать чувства против сил медитации.

            Ученик не должен терять самообладания по этому поводу, что являлось бы следствием недостатка продолжительной медитативной практики. Правда состоит в том, что в ранних стадиях медитации все ученики находят, что их, ограниченное телесным, сознание противодействует расширению в Вездесущее. Эго, через Материальное Желание и его чувственную армию, применяет все виды тактик, чтобы оттолкнуть прочь блаженное сознание Вездесущего Духа, которое проявляется только в медитативной недвижности. Любая вибрация, посланная Эго во время медитации, помогает пробудить Материальное Желание, чтобы оживить сознание тела и рассеять сознание Духа. Более глубокой и длительной концентрацией, медитирующий йог должен научиться держаться за доставшуюся с трудом территорию покоя дыхания и чувств, независимо от усилий Эго и армии чувстенных отвлечений Материального Желания.



Стих 13


Тогда внезапно (после первого призыва Бхишмы) прозвучал великий хор боевых раковин, барабанов, цимбал, барабанчиков, рожков (со стороны Кауравов); шум был ужасный.

 

После того как Эго создает Материальную  вибрацию нового пробуждения мысли телесного сознания и возбуждения беспокойного дыхания, чувства также начинают высылать свли разные отвлекающие вибраторные звуки, чтобы прервать

медитацию ученика. Вибрации чувств (Кауравов), удерживающие внимание ученика на внутренних звуках физического тела, резкие и беспокоящие – подобны разрушению атмосферы спокойствия шумом барабанов, рожков и цимбал.

            Станзы 12-18 описывают внутреннюю психологическую борьбу производимую в медитации через вибраторные звуки                           *

эманирующие от чувственных тенденций с одной сто-     Вибраторные звуки испы-

роны и разумных тенденций с другой. Это борьба, в      тываемы, в то время когда

которой астральные и физические вибраторные звуки     сознание переходит от

чувств оттягивают сознание в направлении тела;  и        материального мира к ду-

вибраций чудесной астральной музыки, издаваемой       ховному через промежу-

внутренними разумными силами и витальной актив-     точный астральный план

ностью позвоночных центров, тянущих сознание в

направлении души и Духа.

            В медитации, возвращение сознания к царству души требует от йога перейти от сознания плоти к сознанию астрального существования. То есть, путь от телесного сознания к сверхсознанию лежит через промежуточный мир – человеческой астральной или витально-электрической системы. Станзы 12 и 13 описывают не только грубые физические вибрации, эманирующие от чувст, но также и уродливые раздраженные и раздражающие вибраторные шумы возбужденных астральных надей (тонких астральных “нервных” токов), которые побуждают сенсорную и другие телесные активности. Станзы 14-18, напротив, описывают духовные опыты и божественные возвышающие вибрации, эманирующие от души и астрального царства. Грубые вибрации слышны, когда человек еще находится на плане телесного сознания. Астральные вибрации не слышны пока сознание йога не достигает внутреннего астрального плана.

            Все практикующие йоги знают слишком хорошо из опыта, что во время первого состояния медитации концентрация может стать достаточно глубокой, чтобы отключить звуки внешнего мира, но результирующий внутренний мир не долговечен. Когда эго-сознание еще бодрствует у трубит в боевую раковину дыхания, чувственные органы сердца, кровообращения и легких издают много особых стуков, пульсаций и мурлыкающих звуков; за этими слышна какофония их телесно-астральных эквивалентов. Но не слышна прекрасная астральная музыка. Ум падает духом и становится неустойчивым, узник своей порабощенной чувствами природы. Тело начинает жаловаться и хочет выйти из медитативной позы.

            Большая решимость воли требуется, чтобы выиграть это первое внутреннее психологическое сражение, чтобы твердо удерживать внутреннюю концентрацию.

                 *                  Ученику поможет, если он понимает интимную

Четыре фактора в    взаимосвязь четырех факторов: ума, дыхания, жизненной медитации: ум, ды-   сущности и телесной жизненной энергии. Когда любой из них хание, жизненная      побеспокоен, три другие также автоматически беспокоятся, сущность, жизнен-    как в случае, когда эго-сознание оживляет чувства,

ная энергия                 нарушением спокойствия бездыханности.

                                                Ученик, поэтому, который стремится надежно развиться в духовности, должен успокоить ум практикой правильных техник концентрации; должен придерживать дыхание спокойным,   пранаямой и надлежащими дыхательными упражнениями; должен сохранять сущность жизненности (обычно наиболее атакуемого из чувств) самоконтролем и стремлением к компании хороших людей; и должен освободить тело от беспокойных и бесцельных движений сознательным контролем жизненной силы и содержанием тела здоровым, терпеливой дисциплиной тренируя его  сидеть совершенно неподвижно в медитации.



Стих  14


Затем также, Мадхава (Кришна) и Пандава (Арджуна), сидя в своей великой колеснице, запряженной белыми лошадьми, изящно затрубили в свои небесные боевые раковины.

 

Когда эго беспокоит дыхание во время глубокой медитации, душа снова пытается оживить интуитивное сознание в настойчивом ученике, производя серию астральных вибраций, и просвещая внутренний взор божественным светом.

            Пандава, или поклоняющийся Арджуна, сидя в колеснице медитативной интуиции, со вниманием, сосредоточенном на Духе, в форме Кришны, или божественом Сознании Христа в Кутастха центре междубровья, видит свет духовного глаза и слышит священный звук Пранавы, творческую вибрацию Аум  с ее различными космическими звуками, вибрирующими из позвоночных центров в астральном теле.

            Ученик, слушая сначала внутри, слышит только грубые звуки дыхания, сердца, кровообращения и т.д. – и за этими, возможно, астральные вибраторные звуки – готовые вернуть его к материи. По мере углубления своего внимания, он слышит астральную музыку божественного сознания внутри. Если его концентрация упорна, он также может видеть свет духовного глаза, интуитивного всевидящего глаза души.

            Смотри, колесница интуиции влекомая жеребцами белого света, бегущими во всех направлениях от темно-синего центра (дома души)!

            О Кришне в этом стихе говорится как о Мадхаве (Ма, Пракрити*, или Изначальная Природа; Дхава, муж – синее сияние телескопического духовного глаза – единственная “дверь”, через которую ученик может войти в состояние Кришны, или Кутастха Чайтанья, Универсальное Сознание Христа).

            Вокруг этого синего света присутствует яркий белый или золотой свет –телескопический астральный глаз, через который воспринимается вся Природа. В центре синего света находится белый, подобный звезде, свет, проход к Бесконечному Духу, или Космическому Сознанию.

_______________________________________________________________________

*Пракрити или Природе, “супруге” Духа, давали много имен, в соответствии со разными аспектами, которые она представляет, такие как Лакшми, Сарасвати, Кали; или Святой Дух Христьянского писания. Дух есть непроявленный Абсолют, Чтобы развить творение, Бог высылает творческую вибрацию, Святой Дух или Маха-Пракрити, в чем Он Сам присутствует в неизменном, нетронутом отражении, Универсальный Дух в творении: Кутастха Чайтанья, Сознание Кришны или Христа. В лоне Матери Природы, Дух дает рождение творению. Свет духовного глаза, видимый в медитации, есть микрокосм света Природы, Сознания Кришны или Христа, или Духа.  

Стихи  15-18



(15) Хришикеша (Кришна) подул в свою Панчаджанья; Дхананджанья (Арджуна) в свою Девадатта; и Врикодара (Бхима), грозный в действии, подул в свою великую раковину Паундра.

 

(16) Царь Юдхиштхира, сын Кунти, подул в свою Анантавиджайю; Накула и Сахадева подули, соответственно, в их Сугхошу и Манипушпаку.

 

(17) Царь Каши, превосходный лучник; Сикханди, великий воин; Дриштадьюмна, Вирата, непобедимый Сатьяки,

 

(18) Друпада, сыновья Драупади, и сильнорукий сын Субхадры, все подули в свои раковины, О Господин Земли.

 


В этих стихах проведено соответствие специфическим вибраторным звукам (раковины разных Пандавов), которые медитирующий ученик слышит эманирующими из астральных центров в позвоночнике и медулле. Пранава, звук творческой вибрации Аум, есть мать всех звуков. Сознательная космическая энергия Аум, которая исходит от Бога и является манифестацией Бога, есть творец и сущность всей материи. Эта святая вибрация есть звено между материей и Духом. Медитация на Аум есть способ реализовать истинную Духовную-сущность всего творения. Следуя вовнутрь за звуком Пранавы к его истоку, сознание йога приводится наверх к Богу.

            В микрокосмической вселенной тела человека, вибрация Аум работает через жизненные активности в астральных позвоночных центрах жизни, с их творческими вибраторными элементами (таттвами) земли, воды, огня, воздуха и эфира. Через них человеческое тело создается, оживляется и поддерживается. Эти вибрации издают характерные вариации Пранавы, в своей активности.* Ученик, чье сознание становится настроенным на эти внутренние астральные звуки, находит себя постепенно поднимающимся к более высоким состояниям реализации.

_____________________________________________________________

Космического Сознания. Истинный свет духовного глаза ведет к единству с этими тремя макрокосмическими состояниями сознания

* “Я был в Духе (духовном сознании) в день Господа (день общения с божественными сферами истины), и услышал позади меня (в медулле, “позади” или в затылке) голос мощный, как труба (великий благословенный звук Аум)….И я повернулся, чтобы видеть тот голос, который говорил со мной. И будучи обращенным, я увидел семь золотых светильников (семь астральных центров); и посреди тех свтильников один (астральное тело), подобный сыну человеческому (похожий на физическое тело)… и его голос как звук многих вод (звук элементов, таттв, истекающих из астральных центров)” (Откровения 1:10,12,13,15).




Патанджали определяет эти состояния в своей класси-    --------------*--------------

фикации разных стадий внутренней медитации. В Йога        Стадии внутренней

Сутрах I:17-18, он говорит о двух основных категориях                  медитации

Самадхи (1) сампраджната и (2) асамапраджната.

В приложении к подвинутым стадиям реализации, сампраджната относится к савикалпа (“с различением”) самадхи, или божественное единение, в котором сохраняется некоторое различение между познающим и познаваемым, как в реализации “Ты и я суть Одно”. В большей или меньшей степени, некоторые модификации природы остаются. Но в асамапраджната самадхи, все различия природы растворены в одном Духе. Сознание “Ты и я суть Одно”становится «Я есть Он, который стал этой маленькой формой я и всеми формами». Это не есть заявление эгоиста “я есть Бог!” – медная корона мании величия – но скорее полное понимание абсолютной правды: Бог есть единственная Реальность. Так, асамапраджната, в своем абсолютном определении, есть нирвикалпа (“без различения”) самадхи, высочайшая йога, или единение, проявляемое полностью освобожденными мастерами или теми, кто находится на пороге свободы души.

            Тем не менее, когда используется для определения предварительных стадий реализации, скорее чем ее продвинутых стадий завершения, тогда  сампраджната и асамапраджната суть относительные термины для раз-                     *

личения начальных сверхчувственных опытов в медитации     Различая начальные

(сампраджната) от настоящего самадхи, или единства с          сверхчувственные

объектом медитации (асампраджната). Сампраджната          опыты в медитации

тогда относится к тем первичным состояниям, в которых       от истинного самадхи

объект медитации “известен аккуратно или тщательно“                             *

посредством интуиции, которая все еще как-то смешана с  природными тонкими инструментами восприятия – взаимодействием познающего, познания и познаваемого, или интерпретируется через них. Это, оттого, иногда называется “сознательное” самадхи, потому что те природные способности, оперирующие вовне в ординарном сознании – такие как ум (манас), интеллект (буддхи), чувство (читта), эго (асмита) – активны, направленные вовнутрь в их чистой или тонкой форме.

            Контрастно, асамапраджната в таком случае значит те сверхсознательные опыты, которые воспринимаются через чистую интуицию или реализацию – прямое восприятие души, будучи одним с объектом медитации – трансцендентную любому интструменту или принципу природы. Интуиция есть знание реальности “лицом-к-лицу”, без любого посредника*.

            Патанджали говорит, что асамапраджната является результатом самскары (отпечатка), оставленного самапраджната самадхи. Другими словами, повторными усилиями в более и более глубокой самапраджната медитации достигается в конечном итоге асамапраджната самадхи. Но было бы ошибкой

называть последнее “бессознательным самадхи” в пару предыдущему состоянию,

_____________________________________________________________________

*”Но когда приходит совершенное, тогда то, что лишь отчасти, отбрасывают….Теперь мы видим, как бы через тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом-к-лицу: теперь я знаю отчасти; но тогда познаю, как и я знаем” (I Коринфинянам 13:10,12)  



названному “сознательным”. Хотя, как самапраджната значит “знаемое аккуратно, прилежно, тщательно”, та идея не возникает в противоположном, асамапраджната, потому что в единстве знающего и знаемого нет ничего, что следует познавать; поклоняющийся становится объектом своей медитации. Далекое от бессознательного, это есть состояние превосходной высшей сознательности и просветленности.

Сампраджната и асампраджната самадхи

            Патанджали подразделяет самапраджната самадхи на четыре стадии:*

(1)   савитарка (“с сомнением или предположением”): интуитивный опыт, смешанный с аргументативным или, одержимым сомнением, умом;

(2)   савичара (“с размышлением или выводом”): интуитивный опыт, смешанный с разумно-направленным интеллектом;

(3)   сананда (“с радостью”): внутренний интуитивный опыт, интерпретируемый читтой или пронизанным радостью чувством; и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.