Рефераты. Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 1






            Наставление Бхагавана Кришны высоко продвинутому ученику Арджуне, относительно божественного единения, описывает конечное состояние, которого следует достигнуть. Хотя нерушимая продолжительность Божественного сознания, во время исполнения при этом всех жизненных обязанностей (нирвикалпа самадхи) нескоро достигается даже поклоняющимися-ветеранами, всеже каждое мгновение глубокой медитации, проведенной в поиске единения с Богом, каждое усилие практиковать умственное равновесие и отрешенность от желания плодов действий, приносит свою награду – устраняющую горе и устанавливающую мир и радость; уменьшение кармы и  разрежение ошибок в решающих действиях, посредством большей настройки на Божью направляющую мудрость.

            Как утверждается Гитой, в серьезном духовном предприятии благословение и руководство гуру существенны. Истинный ученик с огромной преданностью следует предложенному гуру пути духовной дисциплины и йоговской техники медитации (садхане). Через эту садхану, его гуру невидимо помогает ему достигать последовательно более высоких ступеней в искусстве божественного единения. Ученик глубоко практикующий свои духовные упражнения ежедневно и продвигаясь на пути, може увидеть гуру, появляющегося на астральном плане, чтобы направлять его дальше. С помощью гуру, все экраны невежества сжигаются в настоящем ученике, открывая ему неописуемую славу внутреннего мира души и Духа.



Стих 51

 

Овладевшие своим умом, поглощаются бесконечной мудростью; они не имеют больше интереса к каким-либо плодам действий. Освобожденные от цепи перерождения, они достигают состояния за пределами страдания.

 

Награда за исполнение всех действий с умом, настроенным на Бога – лишенным желаний и разумным, невозбужденным эмоцией – есть свобода от оков перерождений, освобождение от всех форм, создающего страдание, зла.

            Цель Божьего плана для человека не есть бесконечная серия перерождений. Божественный замысел состоит в том, чтобы предоставить человеку бесчисленные возможности использования свободного выбора и разума, чтобы различать между телом и душой, оставить несчастную жизнь чувств, посредством восстановления самосознания в Духе.

            Как только человек открывает истинный смысл существования, он делает первый шаг к спасению. Он понимает, что не обязан вроплощаться снова и снова. Исполнением в одной настоящей жизни всех действий с сознанием Бога, он может выиграть конечное освобождение.

            Бог спланировал освободить человеческую душу после короткого испытания мудрости на этой земле. Тем не менее, посредством неверного использования своей свободной воли,  человек привязался к земле, вовлекаясь без нужды в продолжительную серию перевоплощений.*

            Человеческое несчастье не является частью Божьего плана. Просто, несчастен человек, потерявший контакт с Господом. Бог очень потрудился, чтобы создать эту драму жизни; Его огорчает, когда мы неверно понимаем Его цель и вытягиваем лица!



Стих 52

Когда твой интеллект проникнет за пределы тьмы иллюзии, тогда ты обретешь безразличие к тому, что было услышано и о чем еще предстоит услышать.

 

Йог, чей разум сосредотачивается на Бесконечной Мудрости, становится непроницаемым для иллюзорных чувств – неподверженным больше влиянию их ошибочного совета и ложных обещаний, также он не будет податливым их приманкам впредь. Он действует в дуалистической драме без привязанностей, с мудростью, незапятнаннной эмоцией, свободный от преследующих желаний – настоящих и будущих.

            Обманутый человек, привычно принуждаемый внутренним голосом чувственного ума, страдает о незавершенных переживаниях прошлого и жаден до будущих удовлетворений. Напротив, продвинутый йог, обративший эгоистические желания и наклонности в бегство из своего ментального замка и вновь установивший мудрое правление души, непроницаем для страхов прошлого и надежд будущего.

            Ординарная личность скована, как заключенный в тюрьме; его жизненный опыт узко ограничен несовершеной сферой чувств. Продвинутый йог, с другой стороны, настолько потрясен контактом с Сюрпризом всех сюрпризов – вечно новым блаженством Бога – что он становится безразличным ко всяким мыслям о чувственных наслаждениях. Его ум больше не озабочен ни воспоминаниями о прошлых чувственных удовольствиях, ни мечтаниями о будущем. Он знает только славную Вездесущность и Ее вечную радость.

            Человек, не занимающийся медитацией, безразличен к душе, потому что он не знает лучшего, но йог безразличен к чувствам, потому что знает их слишком хорошо! Поклоняющийся, познавший чувственные наклонности и блаженство души, обладает стандартом для сравнения, несуществующим для мирского человека.

            Разделяющие и относительные качества, присущие чувственно отождествленному сознанию, принуждают его видеть не Единство Бога, но множественность творения. “Вечное Настоящее” расщеплено для человека на непостоянные состояния прошедшего, настоящего и будущего. В космическом сознании эти иллюзии относительности исчезают; а с ними уходят иллюзорные сны о прошлых чувственных удовольствиях и неудовлетворенных желаниях, и

_____________________________________________________________

* См. также комментарий на XV:1 – объяснение истории об Адаме и Еве.

блуждающие огоньки надежд и обещаний. Йог в блаженном космическом сознании испытывает вечную неразделенную Единую Реальность.   

            Глубоко медитирующий ученик восходит к этой реализации по нескольким ступеням: Во-первых, практикуя особенную технику медитации на Космической Вибрации (Аум, или Амен), он перестает “слышать” голос чувств, как только он поднимается над всеми физическими звуками и отвлечениями, и концентрируется внутри на духовных вибраторных звуках, эманирующих из астрального тела. Он должен продвинуться за пределы астральной “музыки” и слушать Космический Аум. В Космическом Аум он воспринимает Дух, как Космический Свет. Он должен проникнуть в тот Свет и войти в контакт с Космическим Сознанием. Он затем соединяет свою душу с Космическим Сознанием, становясь единым с Духом.



Стих 53

 

Когда твой интеллект, ошеломленный разнообразием открытых истин, станет прочно на якорь в экстазе душевного блаженства, тогда ты достигнешь окончательного единения (йоги).

 


Подобно тому как бросаемый бурей корабль находит безопасность, как только достигнет тихой гавани, и, поставленный на якорь, не может быть унесен снова в открытое море, так и, когда разум, избиваемый теологическими мнениями, входит в трансцендентное самадхи, состояние интуитивной Самореализации, и  неподвижно устанавливается там, поклоняющийся достигает желанного поглощения и предначертанной цели всех душ – конечной йоги, окончательного единства с Духом. Из этого союза никогда больше нет никакого отделения.

            Предыдущая станза подчеркнула ученику важность установления невосприимчивости к голосу чувств, посредством продвижения за пределы иллюзии к вечно новой радости Бога. Эта, настоящая станза описывает медитацию, а не теологическое знание, как предварительное требование для достижения конечной цели, самадхи. Вначале, когда чувственный ум отброшен, как непригодный для управления праведностью, ученик обращается к авторитету святых или писаний за советом. Но для его непросветленного ума это представляет ошеломляющее разнообразие способов и средств – не всегда в согласии с друг другом и нередко противоречащих.

            В их подспудном единстве, все настоящие писания открывают одну и ту же истину о Духе. Веды, Старый и Новый Завет Христианской Библии и все другие писания божественного авторитета имеют один припев – нерасторжимое единство Бога и человека. Кажущиеся различия откровений – всего лишь поверхностны, обусловленные рассовыми и географическими влияниями, окружавшими пророков. Каждый поет свой собственный гимн об одном и том же Бесконечном.

            Когда ученик пытается понять разнообразные откровения, поредством ограниченных способностей рассудка и вывода, которые жестко сформированны

                        *                            свидетельствами, “услышанными” от голоса чувств,

  Необходимость руководства     он сбивается с дороги и теряется в теологическом истинного гуру, и преданности    лесу. Единство всех истинных писаний

ученика                                             воспринимается только через развитую                                                                            медитацией интуицию, все-знающую способность души.

            Здесь опять подчеркивается необходимость в руководстве истинного гуру и в преданности ученика, который будет следовать садхане, предложенной гуру, с верой. С помощью данных гуру техник божественного общения, духовное сознание ученика возрастает от связанного чувствами рационализма до развитой интуиции глубокой медитации. Следованием ступеням, суммированным в комментарии к предыдущей станзе, йог достигает неколебимой устойчивости в реализации своего истинного Я в состоянии самадхи. Когда он может оставаться крепко в том душевном блаженстве, тогда он готов для окончательного единения – прекрасного блаженства души с Вездесущим Вечным Блаженством Духа. Это есть высщее состояние йоги. Когда ученик достигает этого окончательного единства, он никогда не может пасть; он никогда больше не должен расставаться с Богом.



Качества достигшего Самореализации



Стих 54

Арджуна сказал:

            О Кешава (Кришна)! Каковы характеристики мудреца, обладающего вечно спокойной мудростью и возвысившегося в самадхи (экстазе)? Как этот человек устойчивой мудрости говорит, сидит и ходит?

 

“О Кришна, мое духовное любопытство вспыхнуло от твоих слов об окончательном состоянии самадхи-йоги; чему подобен тот мудрец, утвердившийся в этом окончательном единении? Ведет ли он себя, как другие люди в его речи и действиях?”

            После достижения единства с Духом, сознание ученика никогда не опускается. Однажды утвердившись в Богосознании, поклоняющийся остается в единении-самадхи. Уровень, на котором он действует меняется; вместо пребывания и работы в миру, смотря в направлении Бога, он чувствует себя в Боге, работая в миру. Его разум слит с Духом, даже, когда он спит, ест или работает. Он понимает, что Бог стал его природой, его маленьким я, также как и всеми другими я. Он видит весь материальный мир, как пропитанный Богом космос. Даже в бодрствующем состоянии он наслаждается нирвикальпа самадхи, или состоянием, в котором ученик воспринимает обоих, Природу и Бога. Быть в божественном экстазе и одновременно активно бодрствующим значит быть в состоянии парамаханса; “принц-лебедь” души плавает космическом океане, видя обоих, свое тело и океан, как проявления того же Духа.  

16 Bhagavad Gita 15 by Yogananda, translated from English by A. L. Koudlai (p.297 - )



Cтих 55

 

Благословенный Господь отвечал:

            О Партха (Арджуна)! Когда человек совершенно отказывается ото всех желаний ума и пребывает полностью удовлетворенным в  Я , волею  Я, тогда он считается утвердившимся в мудрости.

 


Когда, медитативной и духовной активностью внешнего, или эго-я, йог непрерывно вкушает чистый нектар блаженства из кубка внутреннего, или истинного Я, он настолько полностью удовлетворен той радостью, что отбрасывая весь отравленный мед человеческих страстей, его эго-я остается в высочайшем счастье в его истинном Я. О таком существе тогда говорят, как о совершенном мудреце, человеке Самореализации, окруженном вечно-защищающим ореолом устойчивой мудрости.

            В этой станзе объигрывется слово атман, Я или душа, чтобы выразить его двойственную природу в воплощенном человеке: (1) внешнее я, или эго, псевдо-душа, с ее телесными инструментами и способностями (испытатель мира чувственного ума вовне, и души внутри); и (2) внутреннее или истинное Я ( то, что должно быть испытанно эго, и что в свою очередь затем испытывает Бога). Внешняя природа даже совершенного мудреца сохраняет по крайней мере какую-то степень эгоистичности, или индивидуализированного сознания, так как без этого душа не могла бы оставаться в теле, но растворилась бы в Духе. Когда действием внешнего я , или одухотворенного эго, божественный человек достигает самадхи и способен придерживаться следствий этого благословенного союза даже поле медитации, тогда об эго-я можно сказать, что оно удоволетворено в истинном Я исключительно.

            Большинство людей не понимает, почему Гита советует человеку расстатья с чувственными удовольствиями и концентрироваться на душе. Не может быть наслаждений плоти, кроме как через иллюзорное отождествление души с телом – совсем как безумный любовник, отождествляющийся со своей возлюбленной, думает, что его счастье зависит от нее и только от нее!

            Обычный человек подобен царю, выходящему из своего прекрасного дворца и проводящему время в жалких трущобах. Он обречен стадать от последствий своих неразумных действий. Мудрец понимает, что его внутреннее Я содержит в себе все блаженство. Удовлетворяющийся только той совершенной радостью обладает устойчивой мудростью, характерезующей существо, достигшее окончательного единения.



Стих 56

Тот, чье сознание не потрясается ни возбуждением из-за повреждений, ни привязанностью к счастью при благоприятных обстоятельствах; кто свободен от мирской любви, страхов и гнева – его называют  муни  устойчивого разума.

 

Постигаемый в медитации Дух продолжает свои откровения рефлексирующему ученику относительно поведения и черт мудреца:

            Он является выдающимся умом, муни (растворяющим свой ум в Боге), кто в спокойных глубинах душевного блаженства, за пределами достижения эмоций обычного человека. Повреждения не отвлекают его устойчивой мудрости; благоприятные обстоятельства не рождают в нем ни привязанности к наслаждению тем состоянием, ни желания его искушающих предложений.

            Муни, или мудрец, оттянул свое сознание от искаженного свидетельства чувственного ума и сосредоточил его на душе. Карманный фонарик его мудрости направлен устойчиво на царство внутренней вечной радости.

            Божественный человек, обнаруживая, что природа души отлична от природы тела, не беспокоится внутренне, когда несчастье охватывает тело, и не возбуждается чрезмерно относительно преходящих мирских радостей. Эта душа ни коим образом не отождествляется с преходящими телесными опытами.

            Так, когда эго-я устанавливается в истинном Я, парализующие мудрость эмоции не могут попадать в сознание того сверх-человека.

            Мирская любовь эго к тому, чем оно обладает – его необычная нежность к телу, к чувственным удовольствиям, к непостоянным человеческим привязанностям – не трогают мудреца.

            Страх есть следствие чувства нависшего несчастья, мудрец, отождествленный с душой, никогда не имеет причины для беспокойства.

            Гнев есть следствие неудовлетворения телесного или умственного желания; муни не дает приюта таким желаниям.

            Заметив различие в горестях и радостях бодрствующего, или сознательного состояния телесного отождествления, и чистого покоя сна в подсознательном состоянии, с неомраченной радостью сверхсознательного состояния, муни разумно устанавливает свою цель выше меньших состояний, и, через медитацию, навсегда устанавливает свою мудрость в вечной радости внутреннего Я.



Стих 57

Тот, кто везде непривязан, не возбужен радостно встретившимся добром, не обеспокоен злом, обладает установившейся мудростью.

 

Тот, кто может скользить, подобно лебедю, по водам жизни, не смачивая перьев своих способностей в глубоком море привязанностей, кто не возбуждается, скача на солнечных гребнях волн и не боится, соскальзывая вниз по темным стремнинам злых происшествий, обладает мудростью, всегда уравновешенной и непоколебимой.

            Предыдущие две станзы подчеркивали “возвышенность” (недосягаемость) святого устойчивой мудрости. Он не имеет желаний, удовлетворен в своем истинном Я и свободен от эмоций, потому что он соединен с вечно новой радостью своей внутренней душевной природы. Настоящая станза развивает мысль, что в результате такого отождествления с душой, Самореализовавшийся муни находится “везде” во все времена и при всех обстоятельствах – в состоянии нейтральности к добру и злу, картинкам света-и-тени творения, заставляющим обычного человека реагировать наслажением или болью. Нейтралитет мудреца не есть бессердечное безразличие, но сознательный контроль и успокоение инструментов сознания. В человеке, являющемся куклой природы, умственные компоненты чувства, эго, чувственного ума, и интеллекта (читты, ахамкары, манаса и буддхи) являются возбудимой смесью действий и реакций под влиянием иллюзии. Хотя  божественный человек устойчивой мудрости должен жить и двигаться в теле, уме и внешнем окружении, как и всяких другой человек, он достиг, что Патанджали описывает в Йога Сутрах (1:2), как “читта вритти ниродха”, прекращения модификаций вещества ума.

Он воспринимает не через возбуждающие искажения Природы, но в перспективе спокойной чистой душевной мудрости.

            Также как обычный человек остается безразличен к удовольствиям или страданиям постороннего, божественный человек учится игнорировать наслаждения и страдания того абсолютного постороннего – своего тела, Человек должен стараться освободить свое тело и ум от причин страдания, в тоже время понимая, что эти повреждения не - его собственные; они не принадлежат душе. Душа постоянно пребывает в мире, тогда как чувственно-отождествляемое тело и ум непрестанно переживают феноменальные противоположности – добро и зло, радость и боль.

            Личность, которая может воспринимать отдельность благословенности своей души и возбуждаемой природы тела и ума, и, далее, может контролировать инструменты этой возбудимости, описывается как имеющая устойчивую решительность и установленную мудрость.


Стих 58

Когда йог, подобно черепахе, вбирающей свои члены, может полностью оттянуть свои чувства от объектов  восприятия, его мудрость стабильна.

 

Черепаха быстро втягивает свои члены под защиту панциря, чтобы предохранить себя от вреда. Аналогично, когда пять чувств йога втянуты в его подсознание во время сна, или растворены в сверх-сознании во время концентрации, или рассоедины когда-либо по воле в сознательном состоянии самоконтроля или пребыванием в нирвикалпа самадхи, тот муни устойчивой мудрости защищен от контакта с чувственным миром или от искушающего вторжения последнего.

            Контроль над чувствами существенно связан с контролем праны, или жизненной энергии в теле – сознательного, подобного электричеству, посредника, чья активность оживляет весь человеческий механизм. В сенсорных нервах, прана делает восприятие возможным; вся информация чувств, все приятные и неприятные ощущения с перефирии тела, передаются мозгу через посредство этой жизненной энергии. В моторных нервах прана делает движение возможным. Она ответственна за активность органов, не подчиняющихся волевому контролю; мыслям и воле также требуется ее помощь, чтобы выразиться в действии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.