Рефераты. Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 1







От противоположных тяг праны и апаны в позвоночнике рождаются вдохи и выдохи. Когда ток праны двигается вверх, он втягивает жизненное дыхание, насыщенное кислородом в легкие. Там прана быстро выделяет некоторое количество необходимой жизненной силы из электронного и жизнетронного состава атомов кислорода. (Пране требуется больше времени, чтобы дистилировать жизненную силу из более грубых жидкостей и твердой пищи в желудке). Та очищенная энергия посылается потоком праны к клеткам тела. Без такого воссполнения чистой жизненной силы, клетки были бы бессильны производить свои многие физиологические функции; они бы погибли. Жизненная энергия, извлеченная из кислорода, также помогает усилить центры жизненной силы в позвоночнике и в междубровье, и в основном резервуаре жизненной энергии в мозгу. Избыточный кислород от вдыхаемого воздуха несется кровью по телу, где он используется пятью пранами в различных физиологических процессах.

            Как отмечалось, телесная активность производит разложение и последующий продукт выброса - двуокись углерода. Этот продукт выделяется из клеток апаной, или выделительным током, и переносится кровью к легким. Затем текущий вниз по позвоночнику ток апана является причиной выдоха и выталкивает нечистоты через выдыхаемый воздух.

            Вдох и выдох, активизируемые двойственным током праны и апаны, осуществляются физиологически посредством серии сложных нервных рефлексов – химических и механических – задействующих в основном медуллу-облангата и симпатическую, или вневолевую, нервную систему. Тонко организованная симпатическая нервная система, в свою очередь, напитывается праной и апаной, работающими через основные ответвления астральных жизненных токов, соответствующих физической симпатической нервной системе – основные ветви их называются ида и пингала. Изучать физиологию дыхания без достаточно основательного понимания подспудных тонких принципов жизни, подобно изучению Шейкспировского Гамлета, оставляя в стороне описания характера главного героя.

            Вдыхание и выдыхание происходят, во многом независимо от воли, на протяжении человеческой жизни. До тех пор пока жизненный ток (прана) втягивает вдыхаемый воздух в легкие, человек живет; когда нисходящий ток (апана) в выдыхании становится более сильным, человек умирает. Ток апаны тогда вытягивает астральное тело из физического тела. Когда последнее дыхание покидает тело через деятельность исходящего тока, апаны, астральное тело следует за ним в астральный мир.

            Говорится, что человеческое дыхание привязывает душу к телу. Это процес вдоха и выдоха, являющийся результатом двух противоположных позвоночных токов, создает для человека впечатление внешнего мира. Двойственное дыхание есть шторм, создающий формы-волны (ощущения) в озере ума. Эти ощущения также производят телесное сознание и двойственность, и этим уничтожают единое душевное сознание.

            Бог сотворил душу Своим сновидением и вложил ее в тело сновидения, оживляющееся дыханием сновидения. Тайна дыхания заключает в себе решение секрета к существованию человека. Имеется даже прямая зависимость между дыханием и физическим долголетием. Собака, например, дышит часто и имеет короткую жизнь. Крокодил дышит очень медленно и может прожить более сотни лет. Толстяки дышат тяжело и умирают преждевременно. Когда из-за болезни, преклонного возраста или какой-то другой физической причины дыхание сна исчезает, следует смерть тела-сновидения. Йоги, поэтому, рассудили, что если бы тело не разлагалось и токсины не накапливались в клетках, дыхание бы не требовалось; что научное овладение дыханием, предотвращением разложения в теле, сделало бы течение дыхания не необходимым и предоставило бы контроль над жизнью и смертью. От этого интуитивного восприятия древних риши произошла наука и искусство пранаямы, контроля жизни.

            Пранаяма рекомендуется Бхагавад Гитой, как универсально подходящий человеку метод для освобождения его души от рабства дыханию.


Гита утверждает: “Йог выше дисциплинирующих тело аскетов, выше даже чем последователи пути мудрости или пути действия; будь йогом!” (VI:46). То, что это                           *                            говорится о Крийя Йога пранаяме, свидетельствует Крийя Йога: контролирование       не только стих IV:29, но также и в V:27-28: “Тот токов праны и апаны                        эксперт медитации становится вечно                                                                                свободным, кто, стремясь к Высшей Цели, способен отключиться от внешних феноменов фиксированием взора в междубровье и нейтрализацией уравновешенных токов праны и апаны текущих в ноздрях и легких….”* Древний мудрец Патанджали, выдающийся выразитель Йоги, также превозносит Крийя Йога пранаяму: “Освобождения можно достигнуть пранаямой, которая выполняется разъединением курса вдыхания и выдыхания” (Йога Сутры II:49).

            Дыхание, легкие, сердце замедляют свою работу во сне, но полностью не останавливаются. Но Крийя Йогой дыхание успокавается постепенно, и движение в легких и теле замирает. Когда движение оставляет все тело, благодаря отсутствию возбуждения и полной физической и ментальной неподвижности, венозная кровь прекращает накапливаться. Венозная кровь обычно накачивается сердцем в легкие для очищения. Освобожденные от этой постоянной работы по очищению крови, сердце и легкие успокаиваются. Дыхание перестает входить и выходить из легких из-за механического действия диафрагмы.

            Крийя Йговская пранаяма останавливает телесное разложение, ассоциируемое с апаной, проявленной в выдыхании, свежими поставками жизненной силы или праны, выделенной из вдыхаемого воздуха. Эта практика делает практикующего способным растворить иллюзию роста и разложения тела, как плоти; он тогда понимает тело, как состоящее из жизнетронов.

             

_______________________________________________________________________

* Вольный перевод; см. V:27-28 для буквального перевода.

            Тело Крийя Йога перезаряжается дополнительной энергией, выделенной из дыхания и пополненной сильнейшим динамо энергии, генерируемой в позвоночнике; разложение телесных тканей уменьшается. Это сокращает и в конце концов делает не необходимым кровоочистительную функцию сердца. Когда пульсирующая жизнь сердечного насоса утихает, из-за отсутствия необходимости перекачивать венозную кровь, выдыхание и вдыхание более не нужны. Жизненная сила, которая расстрачивалась понапрасну в деятельности клеток, нервов, дыхания и сердца, оттягивается от внешних чувств и органов и соединяется с током в позвоночнике. Крийя Йог тогда учится, как внедрять восходящий (прана) в нисходящий ( апана) ток и апану в прану. Он так нейтрализует двойственное движение, и силой воли оттягивает оба тока в проявляющую единство сферу духовного света в междубровье. Это свет чистой жизненной энергии, вспыхивая, излучается из цереброспинальных центров прямо ко всем телесным клеткам, магнетизируя их, останавливая разложение и рост, и делая их жизненно самодостаточными, независимыми от дыхания или какого-либо внешнего источника жизни.

            До тех пор пока этот свет течет вверх и вних, как два борющихся тока праны и апаны – вдоха и выдоха – они предоставляют свою жизнь и свет чувственным восприятиям и смертным процессам роста и разложения. Но когда йог может нейтрализовать тяги вверх и вниз этих позвоночных токов, и может оттянуть всю жизненную силу от чувств и сенсорно-моторных центров, и может удерживать эту жизненную силу в точке между бровями, тот свет мозга дает йогу контроль жизни или власть над праной (Крийя Йога пранаяму). Жизненная сила, оттянутая от чувств, начинает концентрироваться в устойчивый внутренний свет, в котором Дух и Его Космический Свет проявляются.


Крийя Йога пранаяма, научный метод нейтрализации дыхания, не имеет ничего общего с глупой практикой попыток контролировать жизненный ток насильственным удержанием дыхания в легких – ненаучной, неестественной и вредной практикой. Любой, задерживающий дыхание в легких втечение нескольких минут, чувствует боль, удушие и сердечное напряжение. Эта неблагоприяная телесная реакция должна бы достаточно доказать, что йоги не рекомендовали бы такие неестественные практики. Определенные учителя действительно рекомендуют ненаучное, чтобы не сказать невозможное, удержание воздуха в легких – практику полностью запрещаемую Богопросветленными йогами.

            Многие писатели на Западе осуждают науку йоги на ложном основании, что якобы она не подходит людям Запада. Наука не знает ни Востока, ни Запада. В прошлом, многие ортодоксальные индусы осуждали перекачку дизенфицированной воды по трубам (введенную англичанами), как “грешное язычество”; электричество было заклеймено, как “энергия зла и разрушения”! Но все индусы теперь предпочитают “языческую” воду своей загрязненной малярийной колодезной воде; они также предпочитают “злое” электричество их старым тусклым масляным лампам, в которых пламя постоянно задувалось даже легким ветерком. Безосновательные возражения Индусов Западной науке были не боле опровергающими, чем невежественные осуждения, произнесенные определенными Западниками, проверенной временем, науки йоги.

            Йога, высочайшее знание человечества, не является ни культом, ни догматической верой, но скорее рекомендуется величайшим ученым Востока и Запада.

            Настоящая кумбхака, или задержка дыхания, отмеченная в просветленных  трактатах йоги,  относится не к насильственному удержанию дыхания в легких, но к естественной бездыханности, произведенной научной пранаямой, котрая делает дыхание не необходимым.

            Крийя Йога косвенно упоминается в нескольких писаниях и трактатах по йоге, как Кевали Пранаяма или Кевала Кумбхака – истинная пранаяма или контроль жини, которая трансцендировала нужду во вдохе (пурака) и выдохе (речака); дыхание преобразуется во внутренние токи жизненной силы под полным контролем ума.* Из разных стадий пранаямной бездыханности (кумбхака), Кевали превозносится, как наилучшая или наивысшая. Хотя, в принципе, она может быть приравнена к Крийя Йоге, Кевали Пранаяма не столь ясно выражена, как специфическая наука Крийя Йоги и техника, возрожденная и объясненная для этого века Махаватаром Бабаджи и данная миру через Лахири Махасайю.


Когда, с помощью Крийя Йоги, смертное дыхание исчезает научно из легких, йог сознательно испытывает, не умирая, процесс смерти, которым энергия отключается от чувств (приводя к исчезновению                                                                                                                *

телесного сознания и одновременному появлению      Как Крийя производит

душевного сознания). В отличии от обычного че-         сознательный экстаз и

ловека, такой йог понимает, что его жизнь обусла-       трансцендирование тела

вливается выдохом и вдохом, но что устойчивая

жизненная сила в мозгу постоянно подпитывается через медуллу от вездесущего космического тока. Даже смертный человек во время ночного сна поднимается психологически над сознанием дыхания; его жизненная сила тогда частично застывает и проявляет проблеск души, как глубокую радость сна. Бездыханный йог, тем не менее, реализует состояние сознания “смерть”, как на много более глубокое и блаженное состояние, чем то, которое дарит глубочайший блаженный полу-сознательный сон. Когда дыхание прекращается в Крийя Йоге, он заливается несравненным блаженством. Он тогда понимает, что это буря человеческого дыхания ответственна за создание сновидения-волны человеческого тела и его чувств; это дыхание причиняет телесное сознание.

            Святой Павел сказал: “Я заявляю….нашей радостью во Христе Иисусе, Господе нашем, я умираю ежедневно”** (живу ежедневно без дыхания).

_______________________________________________________________________

* “Когда дыхание останавливается без усилия, как без речака (выдоха), так и без пурака (вдоха), это называется Кевала Кумбхака”. Хатха-Йога Прадипика, II:73.

            “Аспирант, могущий исполнить Кевали Кумбхака, только он является настоящим знатоком йоги”. – Гхеранда Самхита, V:95.

                “Для того, кто является адептом в Кевала Кумбхака, которая не имеет речака и пурака, нет ничего недостижимого в трех мирах”. – Шива-Самхита, III:46-47.     

** I Коринфинянам 15:31.

Святой Павел мог, контролируя жизненную силу – посредством Крийи или подобной техники, – растворять сознание своего тела-сновидения в вечную радость Христового Сознания.

            Когда с прекращением дыхания и умиротворением сердца жизненная сила отключается от чувств, ум становится непривязанным и самоуглубленным, способным наконец воспринимать внутренние астральные миры и высшие сферы божественного сознания.

            На первых стадиях экстаза, посредством Крийя Йоги, йог вопринимает душевное блаженство. Более высокими экстазами, приходящими в результате совершенного мастерства бездыханного состояния, он понимает физическое тело, как сделанное из жизнетронов, которые окружены ореолом более грубых электрнно-атомных клеток. Такой йог воспринимает иллюзию тела-сновидения, дематериализующейся в реальность Бога. Восприятием реальности тела, как праны, или жизнетронов, контролируемых мыслью Бога, йог становится единым с Ним. Обладая этим божественным сознанием, йог способен сотворять, сохранять или дематериализовывать атомы-сновидения его тела или любого другого объекта в творении. Приобретая эту силу, йог имеет выбор оставления своего физического тела-сновидения на земле, чтобы то дисинтегрировалось в космические атомы; или он может удерживать свое тело-сновидение на земле неограниченное время, подобно Бабаджи; или, как Илья он может дематериализовать его атомы-сновидения в Божественный Огонь. Елисей видел, как тело Ильи стало эфирным, возносясь в колеснице огненных атомов и жизнетронов, перемешанных с космическим светом Бога. Его светящиеся физическое и астральное тела-снови-дения, а также его причинное тело и душа влились в Космическое Сознание. *

            Крийя Йогу надлежало бы иметь точное понимание рационального содержания йоговской науки, представленной в этой станзе Бхагавад Гиты. Объяснение состояния сна будет полезно. Человек видит себя во сне; сила его ума творит сознание физического тела, как реального. Аналогично, материализацией Своей мысли, Господь создал людей-сновидения, гуляющих в творении-сне в телах-сновидениях из плоти. Тело есть ничто иное, как материализованное сновидение Бога.

            Господь сначала окружил человеческую душу идеальным телом. Потом он облачил идеальное тело в прекрасный и очень тонкий свет (астральное тело). Третим и конечным футляром стало электронно-атомное тело-сновидение, иллюзия плотского тела. Поэтому, причина по которой Гита советует ученикам  практиковать пранаяму, технику контроля жизни, это сделать их способными понять, что тело сделанно не из плоти, но из жизненной силы, сконденсированной из мысли Бога.

            Когда надлежащей техникой пранаямы и медитации, сосредоточенный Крийя Йог выделяет жизненную силу из дыхания и подкрепляет прану, уже присутствующую в телесных клетках и цереброспинальных центрах, тогда даже новичок-йог начинает видеть свой духовный глаз света. Более глубокой практикой ________________________________________________________________________

* “И так случилось, что они [Илья и Елисей] еще продолжали идти и говорить, когда, смотри, появилась колесница огня и огненные кони, и разделили их; и Илья был вихрем вознесен в небеса… и он не видел его больше” (Цари 2:11, 12).

     Крийя Йоги или бездыханности, он видит свое астральное тело. Наконец он в состоянии видеть свое физическое тело, как электонно-атомную структуру, истечение в более грубой форме (из более плотной вибраторной силы) тонких лучей астрального тела.  

            Прогрессируя далее, йог понимает, что астральное тело, с его веществом света, есть “идея” или материализованная мысль Бога. Полностью поняв идеальное тело, он способен освободить свое сознание из тюрем трех тел и соединить себя, как душу, с блаженством Бога.

            Это, тогда, является причиной, по которой необходимо практиковать Крийя Йоговскую пранаяму, или технику контроля жизни, если человеку суждено трансцендировать иллюзию, в виде досадной массы плоти и костей.


Стих 30

Другие поклоняющиеся, употреблением правильной диеты, предлагают все разнообразные формы праны и их функции, как приношения в огонь единой общей праны.

            Все такие практикующие (адепты во всех производимых яджнах) суть знатоки истинной церемонии огня (мудрости), который сжигает их кармические грехи.

 

Первая часть этой шлоки иногда законно комбинируется со стихом 29, когда понимается в глубочайшем смысле, родственном Крийя Йога пранаяме. Регулярная “диета” продвинутого йога есть животворное питание чистой жизненной силой, выделенной из дыхания и подзаряженной космической энергией, посредством нейтрализации активности роста (праны) и разложения (апаны) в теле. Когда йог так контролирует жизненную силу, о нем говорят как о “поглотившем” два тока (прану и апану)* вдох и выдох: человеке, питающим свою душу поглощением двух токов в единый свет Духа, отраженный в мозгу. Эта пранаяма Крийя Йоги есть, поэтому, истинная “духовная церемония огня”, в которой приношения выдоха и вдоха предлагаются в пламя внутреннего света и восприятия Духа.


Более буквальный перевод этого стиха Гиты выглядит так:              *

            Другие практикующие используют пост и строгую     Йоговские учения о

диету,для гармонизации и контроля пяти подразделений       подходящей диете

праны ( пяти жизненных сил, или животворных веяний)

и их активности во всем теле, этим одухотворяя тело здоровьем и жизненной энергией. Этим методом йог тренирует тело быть менее и менее зависимым от грубой пищи и других материальных источников для жизни и энергичтности. Соответственно, пятичастная прана и ее функции становятся все более зависимыми от космической энергии для своего поддержания (т.е. пятичастная прана и ее функции приносятся в огонь единой общей праны космической энергии). Этим длительным и трудным процессом, когда космическая энергия наконец становится

________________________________________________________________________

* См. XV:14 относительо “пищи, поглащаемой четырьмя способами”.

единственной поддержкой жизни - позвоночные токи прана и апана и их разветвления на пятичастнуя прану, нейтрализованы – рост и распад в теле прекращаются. Этим йог приобретает контроль над жизнью и понимание того, что тело сделано из жизнетронов.

            Различные формы диеты были развиты древними йогами. Одна из них рекомендовала ученикам есть один раз в день; есть рис или другие приготовленные естественные злаки; и обычно избегать маслянистой или жирной пищи. Также рекомендовалось использовать молоко, смешанное с водой. Но это не необходимо и не советуется для активных йогов современности ограничиваться такой легкой диетой. Хотя те, кто медитирует день и ночь в завершающих стадиях Крийя Йоги нуждаются в малом количестве пищи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.