Рефераты. Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 1






            Справедливое негодование может вдохновить человека на выдающиеся усилия исправить некую несправедливость. Праведный гнев вооружается разумными и конструктивными методами для достижения хорошей цели. Но эгоистический гнев ослепляет человека так, что он становится в возрастающей степени иррациональным в попытке удовлетворить свои желания, которым препятствуют. Неправедный гнев заставляет человека терять внутреннее равновесие. Через гнев многие были против их воли внезапно превращены в преступников и убийц, а также творцов всяческих безбожных дел. Все непросветленные люди являются субъектами внутренней и внешней ярости от неисполнения желаний. Гита, поэтому, предупреждает человека против слепого поклонения чувственным объектам.

            Поклоняющиеся должны представить себе способ, которым гнев рождается от препятствуемых желаний, и как это ведет к серьезным последствиям.

            Припадок гнева имеет физиологические и психологические последствия. Физиологически, все строение гневающегося человека претерпевает изменение. Сердцебиение ускоряется. Температура крови повышается, и гневающийся чувствует жгучее ощущение во всем теле. Кровь устремляется к голове, влияя на внутреннее напряжение тканей мозга. Электричесие контуры нервов перегружаются. Химические вещества в токсической степени выделяются и циркулируются в теле. Функционирование пищеварения прекращается или враждебно атакуется. Сильный неконтролируемый гнев был издавна известной причиной сердечных приступов, инсультов и смерти. В личностях, подверженных приступам гнева, которому они охотно потакают, вместо того чтобы преобразовывать, сердце и нервная система начинают ослабляться от повторяемых эмоциональных шоков. Прекрасное во время удивительных миротворных эмоций, лицо человека во время гнева претерпевает уродливые искажения.

            Психологическое следствие гнева одинаково остро и духовно смертельно. Гнев отупляет ум, анестезируя его способность действовать. В этой стадии сильные, моторные импульсы гнева очень способны преододолеть рациональные образцы поведения, установленные нормальным психологическим состоянием. Моторная область гневного человека будет реагировать быстрее, чем притупленный гневом рассудок. Эти моторные импульсы гнева, стремящиеся к выходу, устремляются в каналы безответственных действий, ведя к серьезнейшим последствиям. Человек, который в своем нормальном состоянии никогда бы не мог и мечтать о причинении кому-либо вреда, может становиться агрессивным и насильственным под влиянием моторного параксизма гнева. Прежде чем личность осознает размеры опасности свих действий, прежде чем его ум понимает серьезность его ужасного действия, моторный импульс сделал свое дело.

            Итак, Гита предупреждает, что гнев порождает охватывающую иллюзию, состояние психологической слепоты, распространяющейся на все рассудочные способности. Он затуманивает ум и заставляет его скитаться ощупью бесцельно. Светильник разума присутствует, чтобы вести человека нормального сознания. Но, как только молния гнева тушит тот светильник, гневный человек оставляется во тьме иллюзии, без проводника, и не помнит, что ему надлежит делать. Поэтому сказано, что потеря памяти следует за иллюзией.

            Под гипнотическим воздействием иллюзии, произведенной гневом, человек теряет свою память о том, кем он был, и как ему подобает вести себя, соответственно его внутренней истинной природе. Память его нормальных чувств и хороших побуждений увядает. Под покровом продолжающейся темноты, память гневного человека о себе самом и своих хороших качествах хронически искажается и совершенно пропадает.

            Разумная мысль не находит средств выражения в гневной личности. Разумные слова не воздействуют на него, потому что они адресуются не реальному человеку, но гневному эго, которое из-за искаженной памяти потеряло сознание своего истинного Я. Искаженная память совершенно несовместима с различающим рассудком.

            При потерянном разуме, дорога к разрушению быстро мостится. Вот пример: Человека, радостно ведущего машину по дороге на пикник, внезапно просит жена изменить направление, и поехать вместо этого в дом его тестя и тещи. Его хорошее настроение оборачивается гневом. (Я использую этот частный пример с полной уверенностью, что он обладает довольно широким приложением!)

            В обычных случаях, результатом является отказ мужа изменить направление или (более часто), кипя от злости, он соглашается с требованием его жены. В обоих случаях, гнев нарушил гармонию дня. Иногда, тем не менее, в случае человека насильственного темперамента, изначальный гнев ведет к трагедии. Ярость влияет на его память: он может на время иметь ментальные блоки помнить о навыках осторожного вождения машины, или он становится не в состоянии следовать привычной осторожности относительно других машин на дороге. Результат: несчастный случай, иногда смертельный.

            Гнев и его последствия замораживают рулеврое управление машины жизни и не дают ей достичь материальной и духовной цели.

            Развитие от чувственного влечения до разрушения может быть суммированно так: Чувственные влечения, если не сублимируются сразу, должны вырасти в желания. Препятствование желаниям возбуждает спокойствие сознания и создает ослепляющее искажение в нормально работающем уме. Когда поднимается этот мешающий туман в среднем человеке, он лишается памяти своего человеческого достоинства. Потеря памяти искажает и блокирует его разум, мотивирующую силу всех праведных действий. Когда руль разума в ментальной машине человеческой жизни ломается, он кончает в канаве несчастья.


          Все упомянутое выше, относительно обычного человека и его материальных желаний, применимо также и к йогу и его знакомствам с тем, что является иногда более тонкими западнями. Даже                              *

продвинувшийся далеко на духовном поприще,               Общество в целом также

может внезапно обнаружить некоторое чувствен-           подвержено деградации,

ное влечение, зазватывающее его сознание. Немед-        через такой же процесс

ленное действие разума и самоконтроля, приложи-             как и индивидуумы

мые к более сильному духовному усилию и более

глубокая медитация спасут его. Но дозволять уму жить “безобидно” на том влечении, или питать его любым способом, значит приглашать вытекающие из того последствия. Хотя это может выражаться более тонко, направление и духовно разрушительный результат суть те же: чувственное влечение деградирует в потерю памяти истинного Я или души и ее божественной удовлетворенности, наряду с потерей руководства разума, который привлекает сознание внаправлении Духа.

            Общество в целом есть также субъект деградации, тем же процессом, как и индивидуумы, которые, в конце концов, составляют общества и нации. Все несчастья и страшные ужасы цивилизации имеют корни в неразумности, что есть постепенное вызревание зла, прорастающего невольно в уме человека через стадии влечения и привязанности, склонности и желания, гнева и страсти, иллюзии и безрассудства, и непристойности из-за потери памяти человеческого истинного божественного Я. Так йога заклинает человека держать железной хваткой систему мысли своего ума. Самоконтроль не должен быть потерян, даже при величайшей провокации. Когда зло существует внутри, тогда являющееся вовне есть его двойник. Овладевающий умом, овладевает миром.



Стих 64

Человек самоконтроля, скитаясь среди материальных объектов с подчиненными чувствами, и сторонящийся влечения и отвращения, обретает непоколебимое внутреннее спокойствие.

 

Когда духовный воин, вооруженный самоконтролем, проходит по опасной территории искушающих объектов с группой дисциплинированных, послушных чувственных солдат, проводя их мимо ловушек притяжения или отвращения сильными командами разума, ему обеспечена внутренняя радостность, уверенная в победе.

            Человек самоконтроля, чьи чувства находятся под полным контролем разума души, оставляет влечение и отвращение – коренную причину запутанности в материальных объектах – используя свои послушные, непредвзятые чувства отправлять обязанности праведно и радостно.

            Как богач, поддающийся лести и искушению, теряет свои деньги и здоровье, так и всякий человек, от природы богатый в душе, приманиваемый чувственными наклонностями, теряет свое богатство и мир, и свое духовное здоровье.

            Обыкновенный, нетренированный, неохраняемый индивидуум, забредающий на территорию искушения, попадает в плен чувственому притяжению и отвращению; попавши так в засаду, он не достигает царства счастья.

            Влечение к определенным ощущениям вкуса, прикосновения, звука, образа и запаха несет с собой неизменного компаньона: отвращение. Внезапные влечения и отвращения – симпатии и антипатии – к чувственным объектам ограничивают умственную способность свободного суждения и делают из людей рабов настроений и привычек. Миллионы, исключительно посредством привычки и недостатка внутренней рефлексии, вовлекаются в “удовольствия” которые давно потеряли какой-либо настоящий вкус.

            Как человек, пристрастившийся к быстрой езде и ведущий скоростную машину по манящим горным дорогам, может соскользнуть с пути и повредиться или погибнуть, так и человек, очарованный чувственной мощью телесной машины и несущийся неосторожно по трудным дорогам чувственных удовольствий, без сомнения соскочит с прямого и узкого пути душевного мира.

             Дорога жизни, которой каждая воплощенная душа должна путешествовать к Конечной Цели, ведет через территорию ощущений и чувственных силков. Только человек самоконтроля знает, как вести себя в материальном окружении, в котором ему волей-неволей приходится скитаться и работать. Человек самоконтроля надевает доспехи мудрости и непривязанности, пока выполняет свои обязанности в обманчивом чувственном мире.



Стих 65

В душевном блаженстве уничтожается все горе. Воистину, разум человека, испоненного блаженства, вскоре становится твердо устойчивым (в Я).

 

Все мрачные тени страдания удаляются из сознания того, кто входит в состояние совершенного спокойствия и остается сосредоточенным на чистом направляющем свете своего истинного вечно радостного Я. Воистину, магнетическая игла его ума вскоре неподвижно устанавливается, всегда указывая на Полярную звезду душевного блаженства.

            Человек самоконтроля, вкушая неизменное блаженство души, прошел за пределы одаряющего-горем феноменального мира. Человеческий волнующийся рассудок, сосредотачиваясь на душе, преобразуется в неотклоняющийся разум. Когда приходит свет душевного счастья, аккумулированная тьма перевоплощений рассеивается в одно мгновение.

            Запутавшиеся в чувствах часто видят свой рассудок прыгающим от одного чувственного наслаждения к другому, ища неизменное счастье, которое обещается, но никогда не дается обманчивыми чувствами.

            Мудрец, наслаждаясь чистым неизменным блаженством души в постоянной медитации, находит, что рассудок большее не искушает его бежать от одного материального объекта к другому; он направляется и охраняется исключительно устойчивым разумом. Человеческий рассудок может всегда находить за и против как для хороших так и для плохих действий; он по-природе ненадежен (лишен преданности). Разум признает лишь один критерий: Полярную звезду-душу.



Стих 66

Мудрость, как и медитация, не принадлежит лишенному единства (не установившемуся в Я). Для немедитативного нет спокойствия. Лишенному мира, как прийти к счастью?

 

Тот, кто не остается сосредоточенным на своем истинном Я, настойчиво стремящемся к качествам его чистой душевной природы, лишен божественного разума, принадлежащего душе. Без этой мудрости его ум разряжен и отвлечен, рассеян капризами чувств, оставляя его без способности глубокой медитации и её дара неизяснимого мира. Немедитативный человек, лишенный мира, находит, что длящееся счастье всегда избегает его.

            Индивидуум, привязанный к чувствам, в следствие этого отделен от души, полностью несознающий ее превосходных качеств. Если некто не пребывает  в свете, он - в темноте; аналогично, незнающий лучезарных красот души, отождествляется с мрачными иллюзиями чувств. Отождествление человеческого ума с чувствами производит состояние “разьединения”, характеризуемого беспокойством, дисгармоничностью и разбитыми способностями. Из этого следует, что человек оттделитвший свой ум от души, не в состоянии проявить истинный разум.

            Интеллект может быть культивируем образованием, но разум вытекает из интуиции и приобретается исключительно посредством способности души, через контакт с душой. Оба, рассудок и разум, состоят из процесса прохождения через серию суждений, с целью достижения заключения. Рассудок, тем не менее, руководится несовершенным интеллектом, наполненным ограничениями эмоций, желаний, привычек; поэтому даже высочайшие полеты мысли, наиболее математический и расчетливый рассудок, неопределенны и подвержены ошибкам. Различительный разум, рожденный от интуиции, через душевный контакт, обеспечивает верное суждение в любой данной ситуации. Душа, посредством интуиции, обеспечивает божественное руководство сознанию ученика; интуитивное руководство выражается, как мудрость, через различительную способность направлять интеллект или рассудок к верной решительности. Теоретические философы ограничивают себя развитием подверженного ошибке дискурсивного рассуждения; йоги посвящают себя приобретению безошибочной интуиции через душевный контакт в медитации.

            Мир также является качеством души; тот, кто не со-настроен с душой, не имеет мира. Личность, не имеющая мира, не имеет счастья, так как мир означает отсутствие страдания, предпосылку для счастья.

            За печалью обычно следует умственное безразличие – негативное состояние мира. Когда миру в его негативном состоянии отсутствия страдания только что предшествовало глубокое страдание, затем по контрасту испытывается ментальное спокойствие, которое невежественный человек зовет “миром”. Его мир имеет своим условием печаль. Для него “я долго находился в мире” означает “я долго не испытывал возбуждения несчастий”. Негативный мир, неповрежденный контрастом боли, со временем становится бесвкусным или бессмысленным – состоянием всего-лишь скуки.

            Позитивный мир, напротив, проистекает от души и является священным внутренним окружением, в котором развертывается настоящее счастье. Это позитивное состояние мира, можно сказать, есть предтеча божественного блаженства.

            Счастье позитивно и ощутимо. Чтобы быть по настоящему счастливым, тем не менее, человек сначала должен выиграть состояние нерушимого мира. Настроенный на душу, обладает всеми её качествами, включая мир, божественное блаженство и безошибочную мудрость.



Стих 67

Как лодка, уносимая порывом ветра,так и  разум человека уносится с его намеченного пути, когда ум поддается блуждающим чувствам.

 

Лодка, лавирующая в спокойных водах, бросается волей-неволей и сбивается с курса, когда внезапно атакуется  бешенным ветром; аналогично, человеческий разум, двигаясь положенным судьбой курсом праведности в направлении Духа, беспомощно предоставляется воле волн, когда ум уступает свое управление суматохе шторма чувств.

            На тихих морях в хорошую погоду лодка гладко идет под парусом и достигает своей цели без затруднения. Но во время штормистой погоды, определенно ее побросает и возможно потопит. Аналогично, ученик в море жизни, при хорошей погоде духовных привычек, должен легко достичь берегов Бесконечного Блаженства. Но человек духовных стремлений, который ведет свою жизнь по штормам неуправляемого ума, непременно собьется с пути хороших намерений, и может даже совершенно потерять из виду Божественную Полярную звезду.

            Это не значит, что человек, встречающий бури чувственности, не должен пытаться направлять корабль к божественным берегам, наперекор порывам своих дурных привычек и искушений. Строки этого стиха просто напоминают нам, что тот, кто бы хотел плыть гладко понаправлению к Духу, должен утихомирить шторма чувств.

            Даже йог, быстро приближающийся к своей Цели, может оказаться посреди штормов чувственной привязанности, по ошибке или из-за дурных привычек предыдущей жизни или подсознания этой; тогда, Христовой-силою его душевной воли, он должен приказывать чувственным штормам прекратиться.


Стих 68

 

О Мощно-вооруженный (Арджуна), мудрость того хорошо-установлена, чьи чувственные способности, в отношении к объектам чувств, полностью подчинены.

 


“О отпрыск самоконтроля”, человек, чья последовательная мудрость является возницей коней чувств и удерживает их от дикого бега по ненадежной местности чувственных объектов; он управляет ими уверенно, крепкими возжами, держась прямого пути к благословенному освобождению.

            Человек без разумного самоконтроля не в состоянии сдерживать коней своих чувств на прямом и узком пути добродетели. Человек, управляемый своими чувствами, находится в замешательстве. Его спокойное внутреннее суждение души заменено беспокойными бесцельными привычками капризного, неудовлетворенного, порабощенного чувствами ума. Такая личность никогда не может иметь покой. Стремящийся йог должен держать коней чувств под своим полным контролем.

            Вознице колесницы жизни не советуется связывать его чувственных коней и обрекать их на бездействие, из страха, что они могут понести. Это было бы неразумно. Все, что необходимо, это так тренировать своих коней, чтобы они оставались послушными и позволяли ему выносить все решения.

            “Поэтому если твоя рука или нога непокорны тебе, отсеки их, и отбрось их прочь: лучше для тебя войти в жизнь хромая или увечным, чем имея две руки или две ноги быть брошенным в вечный огонь”.*

            Когда Иисус призывал: “Если твоя рука непокорна тебе” (мешает тебе войти в Царство Божье) “отсеки ее”, - он не советовал буквальное отсечение члена, но скорее  импульса, который побудил ее сделать зло.

            Устранение человеческого глаза не уничтожает его желание чувственной красоты. Отсечение рук не влияет на его желание ранить или красть. Что нужно, так это контролировать творящие несчастье желания , ведущие человеческие инструменты восприятия и действия.

            Однажды мне рассказали об одержимой воровке, которая в момент раскаяния последовала Библейскому совету буквально и отсекла обе свои руки. Но ее привычка была настолько принудительна, что она начала воровать, используя пальцы ног и рот!

            Чувства суть инструменты ума; они не могу действовать сами по себе. Это ум и различительный интеллект должны быть освобождены из рабства. Мудрец держит свою мудрость свободной и устойчивой, направляя свою жизнь на пути к Богу.

________________________________________________________________________


* От Матвея 18:8




Стих 69

То, что есть ночь (сна) для всех тварей, является (лучезарным) бодрствованием для человека самоконтроля. И то, что есть бодрствование для ординарных людей, является ночью (временем сна) для божественно восприимчивого мудреца.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.