Рефераты. Аналитическая криминология






Аналитическая криминология

ВВЕДЕНИЕ

         Аналитическая криминология – специальный академический курс лекций для студентов старших курсов юридических вузов, аспирантов и докторантов высших учебных заведений юридического профиля и научных учреждений; практических работников правоохранительных органов, занимающихся аналитической работой по профилактике, прогнозированию и борьбе с преступностью, призванный: 1) развивать у них творческие, аналитические способности и системное мышление; 2) дать инженерные знания о феномене преступности, явлениях связанных с ним и моделировании криминогенных процессов; 3) выработать у учащихся исследовательские умения и навыки; 4) научить решать с помощью строгих математических методов сложные криминологические и иные юридические задачи. Курс построен исключительно на научных результатах, полученных автором, содержит большое количество впервые решенных прикладных криминологических задач, а также задач для самостоятельного решения, закрепляющих полученные теоретические знания.

В процессе обучения слушатели должны научиться  строить различные математические модели криминогенных процессов, измерять b-коэффициенты крайм-рисков преступности, устанавливать в количественной форме законы распределения, закономерности,  тенденции, как общей  преступности, так и её структурных составляющих (умышленных убийств, разбойных нападений, грабежей, краж и т.д.); представлять криминогенные и связанные с ними процессы в табличной, графической и аналитической (формульной) формах, выдвигать и проверять рабочие гипотезы, объясняющие преступность и поведение преступников в конкретном пространственно-временном континууме, а также научиться прогнозировать различные криминогенные процессы.

         Я исхожу из того, что преступность – строго закономерное, а, следовательно, объясняемое, прогнозируемое и управляемое социально-правовое явление, вполне поддающееся математической формализации, которая позволяет на основе конкретных эмпирических и теоретических данных устанавливать явные и латентные связи между преступностью и разнообразными физическими, биологическими и социальными явлениями, в большей или меньшей мере, связанными между собой. Зная такие связи, можно разработать эффективную систему профилактических мер (правовых, организационных, оперативно-розыскных, следственных, военных), распределения сил и средств правоохранительных органов, нацеленных на минимизацию уровня преступности и её отдельных структурных составляющих, найти пути оптимизации деятельности органов и лиц, оказывающих противодействие преступности.

         Практически все первичные статистические данные, включенные в работу, являются реальными  и характеризуют различные аспекты преступности: 1) в Российской Федерации и субъектах её составляющих; 2) на Украине; 3) в Республике Казахстан. Все научные результаты представленные в учебном пособии получены лично мной и опубликованы в различных научных статьях, монографиях, а также внедрены в практическую деятельность органов внутренних дел - ГУВД Тюменской области (2002 г.), УВД Ханты-мансийского автономного округа (2003 г.), для которых мной разрабатывались криминологические прогнозы.

         Данное учебное пособие не является учебным пособием по математическому анализу, теории вероятностей и математической статистике, но в нем в доступной форме на реальном современном эмпирическом материале, характеризующем преступность, частоты выявленных лиц, совершивших преступления и осужденных, явления связанные с преступностью показано детальное применение соответствующих математических методов от более или менее простых до вполне сложных.

         Каждая тема сопровождается решением типовых задач с подробным  разбором  решений, что дает возможность студентам действовать по аналогии при решении задач предназначенных для самостоятельной работы.

         Основные термины и понятия приводятся в конце каждой темы перед решением типовых задач, а требования, предъявляемые к студентам, изложены в самом начале лекции после формулирования вопросов темы. Список рекомендованной литературы подобран с такой целью, чтобы помочь учащимся освоить соответствующие научные методы. Кроме того, в конце книги дается обобщенный список рекомендованной литературы, в который включено две дополнительные книги: 1) Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» (СПб: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. – 520 с.); 2) Лунеев В.В. Преступность ХХ века: мировые, региональные и российские тенденции (М.: Волтерс Клувер, 2005. – 912 с.), в которых содержится большой объем первичных статистических данных полезных для решения различных аналитических задач.

Завершающая курс лекций глава, посвящена педагогическим оценочным пространствам, разработанным автором в контексте исследования многомерных моральных и правовых оценочных пространств. На её основе учащиеся смогут понять и испытать на собственном опыте, как им будут выставляться справедливые оценки. Более того, они сами смогут выставить себе  такие оценки по согласованным формулам. Цель данной лекции показать, что представляют собой педагогические оценочные пространства, раскрыть механизм выставления объективной и максимально точной (справедливой) оценки. После ознакомления с содержанием данной лекции учащиеся могут согласовать с профессором формулу для выставления итоговой оценки по данному предмету, которая будет максимально точно отражать и измерять: 1) уровень способностей учащихся по данному предмету; 2) уровень знаний, умений и навыков, полученных ими; 3) степень их дисциплинированности, вежливости и взаимоуважения. Кроме того, понимание сущности педагогических оценочных пространств и строгого механизма выставления оценок учащимся будет весьма полезным для сотрудников различных учебных подразделений, а также судей, прокуроров, следователей, поскольку механизм вынесения юридических вердиктов субъектам правовых отношений является во многом сходным, хотя и не вполне тождественным с механизмом выставления объективных оценок в педагогических оценочных пространствах.

При подготовке данного курса я исходил из того объективного положения вещей, которое сложилось в юридической отрасли, и было изложено мной в фундаментальной научной статье «Откровенный разговор о юридической науке: значение и недостатки отрасли»[1], где я писал «Юриспруденция – великая потенциальная наука, чрезвычайно важная и нужная для человечества, но уровень её прошлого и современного развития оставляет желать лучшего. В начале ХХI века мы должны честно сказать, что достижения научной юридической мысли ничтожны в сравнении с теми грандиозными успехами, которых добились другие отрасли научного знания». Это положение нужно исправить, приобщив юристов к точному технократическому мышлению, основанному на строгих количественных методах.


Профессор С.Г.Ольков (9.07.2007г.)












Тема №1. Общая статистико-криминологическая характеристика преступности, как массового, исторически изменчивого социально-правового явления и многомерные правовые оценочные пространства

План лекции:

1. Понятие, предмет и методы аналитической криминологии, как научной, учебной и прикладной дисциплины, и её отличие от смежных дисциплин.

2. Многомерные правовые оценочные пространства и математическая модель юридической ответственности.

3. Закон «нормального распределения».

4. Постулат всеобщего детерминизма и общая характеристика преступности, как сложного, массового, исторически изменчивого социально-правового явления.

Цель лекции:

I. Студенты должны научиться уверенно отвечать на нижеследующие вопросы:

1. Что такое аналитическая криминология,  чем она отличается от уголовного права и традиционной криминологии?

2. Какие методы и для получения, каких научных результатов используются в аналитической криминологии?

3. Как формулируется постулат всеобщего детерминизма для объяснения поступков людей в математической форме, и какие выводы из него следуют?

4. Что такое многомерное правовое оценочное пространство?

5. Что такое оценочное пространство юридической ответственности на плоскости?

6. Что такое квадранты или поля позитивной и негативной юридической ответственности?

7. Понятие дискретной и непрерывной случайной величины?

8. Что такое частоты, частости, вероятность и шансы?

9. Абсолютные и относительные показатели преступности (абсолютный уровень ряда преступности, уровень преступности на 100 тысяч населения, абсолютные и относительные показатели осужденных, индексы отдельных видов преступлений, цепной и базисный темп прироста преступности, цепной и базисный темп роста преступности)?

10. Что такое структура преступности?

11. Что такое временные ряды преступности?

12. Что такое кросс-секционные (пространственные) ряды преступности?

II. Студенты должны уметь:

1. Строить математическую модель юридической ответственности и уверенно интерпретировать коэффициенты, полученных математических уравнений.

2. Строить функцию справедливости на плоскости юридической ответственности и уверенно интерпретировать коэффициенты, полученных математических уравнений.

3. Строить функцию «выигрыша-проигрыша» на плоскости юридической ответственности и уверенно интерпретировать коэффициенты, полученных математических уравнений.

4. Уметь вычислять коэффициент преступности, темпы роста и прироста преступности.

5. Строить математическую модель «нормального распределения» и другие законы распределения преступности по временным или пространственным рядам.

Основная литература:

Вентцель Е.С. Теория вероятностей: Учебник для студ. вузов/Елена Сергеевна Вентцель. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 366-380, 414-422.

Ольков С.Г. Аналитическая криминология. – Казань: Институт экономики, управления и права, 2007.

Ольков С.Г. Математическое моделирование в юриспруденции, этике и девиантологии. – Тюмень: НИИ АМЮ ТГНГУ-ТНЦ СО РАН, 2006. С. 12-69.

Ольков С.Г. Юридический анализ (исследовательская юриспруденция). В 2-х томах. Т.1.  – Тюмень: ТюмГНГУ, 2003. С.164-185.

Ольков С.Г. Юридический анализ (исследовательская юриспруденция). В 2-х томах. Т.2.  – Тюмень: ТюмГНГУ, 2003. С. 138-143.

Литература полезная для уяснения содержания лекции:

1. Громыко Г.Л. Теория статистики: Практикум. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 205 с.

 Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник/Под ред. И.И.Елисеевой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 656 с.

2. Лунеев В.В. Юридическая статистика: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 400 с.

3. Ольков С.Г. Математическое моделирование в юриспруденции, этике и девиантологии. – Тюмень: НИИ АМЮ ТГНГУ-ТНЦ СО РАН, 2006. – 256 с.

        4. Ольков С.Г. Юридический анализ (исследовательская юриспруденция). - В 2-х томах. Том 1. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2003. – 195 с.

        5. Ольков С.Г. Юридический анализ (исследовательская юриспруденция). - В 2-х томах. Том 2. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2003. – 140 с.

6. Сошникова Л.А., Тамашевич В.Н., Уебе Г., Шеффер М. Многомерный статистический анализ в экономике: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. В.Н.Тамешевича. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 598с.

7. Теория статистики: Учебник/Р.А.Шамойлова, В.Г.Минашкин, Н.А.Садовников, Е.Б.Шувалова; Под ред. Р.А.Шамойловой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 656с.

        8. Юзиханова Э.Г. Техника криминологического исследования: Учебное пособие/Под ред. проф. В.В.Лунеева. – Тюмень: Тюменский юридический институт МВД РФ, 2005. – 125с.

Содержание лекции:

1. Понятие, предмет и методы аналитической криминологии, как научной, учебной и прикладной дисциплины, и  её отличие от смежных дисциплин.

1. Аналитическая криминология – это научная (1), учебная (2) и прикладная (3) точная дисциплина, изучающая социально-правовое, массовое и исторически изменчивое явление преступности, различные, связанные с ним физические, биологические и социальные явления с помощью математических, прежде всего статистических и вероятностных методов.

Аналитическая криминология исследует социально-правовое явление преступность, устанавливает в строгой математической форме (табличной, графической, алгебраической (в виде формул)): 1) вероятностные законы распределения преступности и её структурных составляющих; 2) тенденции преступности и её структурных составляющих; 3) закономерности преступности и её структурных составляющих; 4) закономерности концентрации и дифференциации преступности и её структурных составляющих в различном пространственно-временном континууме; 5) разрабатывает или адаптирует различные математические методы к изучению преступности и связанных с нею явлений; 6) осуществляет прогнозирование преступности с помощью разнообразных количественных методов; 7) осуществляет математическое моделирование преступности, её структурных составляющих и связанных с ними физических, химических, биологических, социальных, в особенности экономических, демографических явлений.

Таким образом, аналитическая криминология призвана изучать (1), объяснять (2) и прогнозировать преступность (3), управлять ею (4) (цель аналитической криминологии как раз и состоит в реализации 4-х вышеупомянутых направлений).  

2. Уголовное право напрямую связано с конкретными уголовно-правовыми запретами, дает общее определение преступления и наказания, устанавливает виды наказаний (общая часть) и теоретические модели составов уголовных преступлений (особенная часть), по которым на практике осуществляется квалификация деяний субъектов правовых отношений на предмет соответствия установленным уголовно-правовым запретам. Аналитическую криминологию же в отличие от уголовного права и криминалистики интересуют не индивидуальные преступные акты и проблемы квалификации, а частоты и частости конкретных видов преступлений, факторы, детерминирующие преступность (закономерности), её тенденции, законы распределения и т.д.

3. В отличие от традиционной криминологии аналитическая является точной научной дисциплиной, и не использует описательных (качественных) конструкций, широко распространенных в традиционной криминологии. Здесь используются только количественные данные. Качественные характеристики преступности и других, связанных с нею явлений, могут использоваться только после проведения процедуры квантификации, то есть перевода качественных данных в количественные.

2. Многомерные правовые оценочные пространства и математическая модель юридической ответственности.

         Многомерные правовые оценочные пространства и общая математическая модель юридической ответственности являются полезным инструментом исследования ответственности вообще и уголовной ответственности в частности. Они позволяют проводить сверхточные измерения в юриспруденции, включая аналитическую криминологию, выявлять «физические» законы ответственности и решать сложные юридические задачи математическими средствами с высокой степенью точности. Зададим вопрос, какой практический смысл заложен в многомерных оценочных моральных и правовых пространствах? По всей видимости, исследование таких пространств может привести нас к установлению реальной справедливости, то есть истины в тех или иных отношениях, в частности вынесению точных судебно-следственных решений, точным оценкам знаний, умений и навыков учащихся, поступков людей и других объектов оценки.

Ежедневно каждый человек, сознавая это или нет, производит достаточно большое количество оценок. Он оценивает исторические и политические события, поступки других людей и своё собственное поведение, оценивает вещи и климатические, погодные явления, внешность прохожего, вкус пищи, покупает товары и услуги – оценивает их в денежном или натуральном выражении (бартер).  Судья в уголовном процессе выносит обвинительный или оправдательный приговор, следователь принимает процессуальные решения, например, об избрании меры пресечения в отношении обвиняемого или признании жертвы преступления потерпевшим. Люди почти постоянно что-то сравнивают, оценивают, выбирают, различают, идентифицируют потому, что так устроен наш мир, потому, что таковы законы, им управляющие. Эти великие законы изучают ученые различных школ и направлений, преподаватели, студенты, школьники. Но мы все только в начале трудного исследовательского пути, и не слишком-то далеко продвинулись в нужном направлении. Впрочем, это также оценка состояния дел, причем не выраженная в сколь-нибудь точной количественной форме, а, следовательно, не заслуживающая доверия. Чтобы доверие появилось, нужно привести веские, убедительные аргументы, доводы, которые бы поддавались научной проверке любым желающим, владеющим соответствующим научным инструментарием.

Таким образом, к понятию многомерного оценочного морального или правого пространства нас приводит элементарный опыт, когда мы наблюдаем, как один и тот же поступок человека, принятые кем-то решения  находят разные отклики со стороны окружающих. Дальнейшие рассуждения приводят нас к очевидной мысли о том, что есть, как возрастающие в цене поступки, так и убывающие, а также нейтральные, за которые не возникает желание поощрять или наказывать кого-нибудь. Так появляется простая математическая модель двумерного оценочного пространства, где по оси абсцисс располагаются деяния субъектов или иной объект оценки, а по оси ординат их оценки в непрерывном режиме  - результат оценочной деятельности. В точке (0;0) располагается нейтральное поведение субъекта (субъектов) и нулевая реакция на него государства или другого оценщика. Перемещение по оси абсцисс вправо свидетельствует о возрастающем в цене поведении, а влево – об убывающем. Такое поведение должно найти адекватную  оценку оценщиков в виде точки, ложащейся на единственную эталонную линию абсолютной справедливости: у(х)=х, где х – деяние, у – оценка деяния в виде поощрения или наказания. Соответственно, если некто совершил преступление, то его поступок попадает в виде точки в третью квадранту декартовой (прямоугольной) системы координат, связывается с конкретной уголовно-правовой санкцией, более или менее адекватной содеянному. Напротив, в случае положительного поведения субъекта правовых отношений его деяние расположено правее нуля, и должно найти более или менее адекватную положительную оценку в виде конкретного поощрения соответствующего деянию, совершенному деятелем из нашего примера. Очевидно, что не всякое деяние находит адекватную реакцию социума, оценки часто ложатся не на линию абсолютной справедливости, что свидетельствует о большей или меньшей величине ошибки. Более того, сама эталонная линия справедливости не может быть гарантией реальной справедливости, даже если точки оценок ложатся близко к этой линии и их разброс вокруг линии справедливости невелик, поскольку координатные оси могут быть неверно  шкалированы.

Постановка проблемы: в настоящее время существует настоятельная потребность в высокоэффективных, надежных и точных оценках моральных и правовых объектов; настоятельно требуется разработка теории многомерных моральных и правовых оценочных пространств. 

Основные рабочие гипотезы: 1) Моральные и правовые объекты, как-то: правила и нормы, деяния субъектов правовых или моральных отношений, принимаемые ими решения поддаются строгой математической формализации, и могут быть достаточно точно измерены в количественной форме.  2). Возможно создание формализованных моральных и правовых оценочных плоскостей и пространств, как ключевого инструмента получения точных оценок моральных и правовых объектов. 3) Исследование моральных и правовых объектов в оценочных пространствах способно привести к развитию нового направления инженерной и проектной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.