Приложение
2. Моделирование частот иррационального преступного поведения.
Иррациональное преступное поведение – это преступные деяния, совершенные деятелями на низких уровнях осознания (1), часто под воздействием внешней силы, например, употребления алкоголя и иных наркотических средств, под воздействием аффекта, психического расстройства или низкого общего уровня интеллекта, слабо зависящее от строгости наказания (2), вероятности поимки (3) и вероятности осуждения преступника (4).
Иррациональные преступления совершают лица со сниженным уровнем сознательной деятельности, в частности психически больные, умственно отсталые, инфантильные субъекты, лица с пограничными психическими расстройствами, алкоголики, наркоманы, а также более или менее нормальные лица, употребившие спиртные напитки или иные наркотические одурманивающие средства. Иногда иррациональные преступления совершают и лица с нормальным уровнем психического развития и здоровья, не находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, но лишь тогда, когда попадают в определенные сложные ситуации, влияющие на снижение уровня сознания – в состоянии аффекта. Преступления, совершенные иррациональными преступниками, как правило, не представляют труда для раскрытия и расследования, поскольку являются очевидными. Совершенно неслучайно и контингент лиц, содержащихся в местах лишения свободы, по уровню своего психического здоровья, образования и интеллекта в среднем ниже, чем в нормальной человеческой популяции за пределами колючей проволоки.
Одним из весомых факторов, стимулирующих иррациональное преступное поведение, выступают частоты и качество употребления народонаселением психоактивных препаратов – спиртных напитков и иных наркотических средств. Во все времена и у всех народов[111] употребление психоактивных препаратов[112] имело, имеет и будет иметь тесную положительную связь с общественным насилием, в том числе тем, которое законодательство разных стран относит к разряду преступного. «Ларчик» в данном случае открывается просто – любой такой препарат изменяет физиологическое состояние, настроение потребителя, влияет на его нервную систему, а, следовательно, порождает строго определенные психические эффекты. Находясь в состоянии опьянения, человек способен совершать иррациональные и противоправные поступки, становится легкой добычей преступников, в том числе находящихся в состоянии опьянения. Можно категорически утверждать, что уровень и структура общественного насилия положительно пропорциональны уровню и структуре употребляемых психоактивных препаратов. Так, в СССР борьба с пьянством и алкоголизмом в середине 80-х годов ХХ столетия наглядно показала, что блокирование предложения алкогольной продукции на рынке привело к существенному снижению уровня преступности в стране. Мы пока не обсуждаем негативные последствия такого блокирования, а просто констатируем, что снижение частот потребления алкогольной продукции привело к снижению общего уровня преступности. При этом конечно на соответствующее предложение алкогольной продукции структура преступности отреагировала по-разному, но, главным образом, снизилось число иррациональных преступных проявлений – умышленных убийств, причинения вреда здоровью различной степени тяжести, разбоев, грабежей, хулиганств, изнасилований. Ниже приведен временной ряд умышленных убийств в СССР с 1956 по 1991 годы, из которого наглядно видно, что, начиная с 1985 года (год, когда руководство СССР начало «атаку» на пьянство), уровень умышленных убийств устойчиво снижается, и достигает точки локального минимума в 1987 году.
На следующем графике показано сходное положение дел по Тюменской области. Нечто подобное имело место, практически во всех краях, областях и республиках бывшего СССР.
РЕЗЮМЕ (основные определения):
коэффициент уровня осознания – степень понимания лицом существа своих поступков, происходящих событий, изучаемого материала, измеряемый по формуле: Е=v/V, где E – коэффициент уровня осознания, v – объем понятого, V – общий объем. То есть коэффициент уровня осознания – это доля понятого от общего объема. Например, если студент, осваивая какую-либо тему, уяснил 7 понятий из 9, изложенных в лекции, то E=7/9;
рациональное преступное поведение – это поведение деятелей с коэффициентом осознания близким к единице (наличествуют интеллектуальный и волевой критерии) (1), направленное на извлечение преступником субъективной выгоды (2) (зависит от того, что он понимает под выгодой), например, присвоение вверенного имущества, совершение заказного убийства, кражи и т.п., частоты которого сильно зависят от строгости наказания (3), вероятности поимки (4) и вероятности осуждения преступника (5).
иррациональное преступное поведение – это преступные деяния, совершенные деятелями на низких уровнях осознания (1), часто под воздействием внешней силы, например, употребления алкоголя и иных наркотических средств, под воздействием аффекта, психического расстройства или низкого общего уровня интеллекта, слабо зависящее от строгости наказания (2), вероятности поимки (3) и вероятности осуждения преступника (4);
альтернативные издержки преступного поведения – это уровень дохода (заработок), который может честным путем заработать лицо, находясь на свободе (или шире – без применения к нему мер уголовного наказания), сравниваемый с доходом от возможной преступной деятельности и влияющий на принятие лицом решения о совершении преступления (в случае, если доходы от преступной деятельности превышают доходы от обычной, законной трудовой деятельности);
ожидаемое наказание – это ожидаемые потенциальным преступником негативные последствия (издержки) от преступного деяния, рассчитываемые как произведение строгости наказания на вероятность поимки (или изобличения и осуждения) преступника: X=Q×P, где X - ожидаемое наказание, Q - строгость наказания, например, в годах лишения свободы или в сумме штрафа (руб.), P – вероятность поимки, изобличения и осуждения преступника. При этом Вероятность поимки строго выше вероятности изобличения, а вероятность изобличения строго выше вероятности осуждения, то есть Рп>Ри>Ро, где Рп - вероятность поимки, Ри - вероятность изобличения, Ро - вероятность осуждения.
спрос на результаты рационального преступного поведения - это число преступных деяний запрашиваемых обществом при определенном уровне культурно-нравственного, политического и экономического развития данного общества, включая уровень доходов населения, степень неравенства в распределении доходов и т.д.;
предложение результатов рационального преступного поведения – это число преступных деяний, предлагаемых действующими преступными коллективами и отдельными преступниками, а также потенциальными преступниками, то есть теми, кто могут совершать преступления в будущем при соответствующем уровне спроса на преступное поведение;
статистическая вероятность (частость) поимки преступника – это доля лиц, совершающих преступления (или точнее - преступления данного вида), пойманных при приготовлении, покушении, совершении или после совершения преступления в общем числе преступлений (преступлений данного вида)[113];
статистическая вероятность (частость) изобличения преступника – это доля лиц, совершивших преступления (преступления данного вида), чья вина доказана к общему числу совершенных преступлений (преступлений конкретного вида). Данный показатель можно также рассчитывать применительно к числу выявленных лиц. В таком случае число лиц, чья вина доказана, делится не на общее число преступлений (или преступлений данного вида), а на число выявленных лиц, совершивших преступления (или совершивших преступления данного вида);
статистическая вероятность (частость) осуждения преступника – это доля лиц осужденных за совершение преступлений ( или преступлений данного вида) либо от общего числа преступлений (преступлений данного вида), либо от числа выявленных лиц, совершивших преступления (или преступления данного вида), либо от числа изобличенных лиц, совершивших преступления (или преступления данного вида).
строгость уголовного наказания – это выраженная количественно в удобных единицах измерения величина издержек (кара), которые государство возлагает на осужденного преступника (преступников).
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
коэффициент уровня осознания, рациональное преступное поведение, иррациональное преступное поведение, альтернативные издержки преступного поведения, ожидаемое наказание, статистическая вероятность (частость) поимки преступника, статистическая вероятность (частость) изобличения преступника, статистическая вероятность (частость) осуждения преступника, строгость уголовного наказания, спрос на результаты рационального преступного поведения, предложение результатов рационального преступного поведения.
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задача №1.
Дано: абсолютное число зарегистрированных преступлений и число выявленных лиц, совершивших преступления:
Таблица №1.
t, годы
Зарегистрированно преступлений, шт.
Выявлено лиц, совершивших преступления, чел.
1987
1185914
969338
1988
1220361
834673
1989
1619181
847577
1990
1839451
897229
1991
2167964
956258
1992
2760652
1148962
1993
2799614
1262735
1994
2632708
1441562
1995
2755669
1595501
1996
2625081
1618394
1997
2397311
1372161
1998
2581940
1481503
1999
3001748
1716679
2000
2952367
1741439
2001
2968255
1644242
2002
2526305
1257700
2003
2756398
1236733
2004
2893810
1222504
2005
3554738
1297123
2006
3855373
1360860
Требуется: 1) нестрого (без учета того факта, что отдельные выявленные лица совершили не одно, а несколько преступлений) рассчитать статистическую вероятность (частость) поимки «преступников»[114] для каждого года (с 1987 по 2006 годы); 2) построить график временного ряда статистической вероятности (частости) поимки «преступников» в Российской Федерации; 3) выявить тренд полученного временного ряда; 4) сделать прогноз статистической вероятности (частости) поимки преступников в Российской Федерации
Задача №2.
Требуется: 1) рассчитать величину ожидаемого наказания: а) для разбойного нападения; б) для грабежа; в) для заказного умышленного убийства.
Дано: статистическую вероятность изобличения получить по имеющимся официальным статистическим данным. Строгость наказания по каждой части соответствующей статьи УК РФ рассчитать самостоятельно.
Тема №9. Педагогические оценочные пространства
(факультативная)
Цель данной лекции показать, что представляют собой педагогические оценочные пространства, раскрыть механизм выставления объективной и максимально точной оценки. После ознакомления с содержанием данной лекции учащиеся могут согласовать с профессором формулу для выставления итоговой оценки по данному предмету, которая будет максимально точно отражать и измерять: 1) уровень способностей учащихся по данному предмету; 2) уровень знаний, умений и навыков, полученных ими; 3) степень их дисциплинированности, вежливости и взаимоуважения.
Кроме того, понимание сущности педагогических оценочных пространств и строгого механизма выставления оценок учащимся будет весьма полезным для сотрудников различных учебных подразделений, а также судей, прокуроров, следователей, поскольку механизм вынесения юридических вердиктов субъектам правовых отношений является во многом сходным, хотя и не вполне тождественным с механизмом выставления объективных оценок в педагогических оценочных пространствах[115].
Педагогические оценочные пространства связаны с деятельностью учеников и учителей, где педагоги - учителя, преподаватели, доценты и профессора являются субъектами оценивания, а ученики, студенты, слушатели, курсанты представляют на их суд свои знания, умения и навыки (объекты оценивания), полученные в процессе обучения. Такие оценочные пространства являются самыми простыми, поскольку для оценивания обычно используется только первая квадранта декартовой системы координат. Как правило, для так называемых точных наук характер оценивания более строгий, нежели для дисциплин гуманитарного и обществоведческого цикла, где энтропия или «произвол» преподавателей значительно выше. Очевидно, если на экзамене по математике из 5 задач вы решили правильно все пять, то у преподавателя нет ни каких веских оснований ставить вам оценку ниже максимально возможной. Если он это сделает, то можно с легкостью обжаловать оценку, как явно несправедливую. Администрация учебного заведения в свою очередь должна восстановить справедливость, исправив оценку и сделав педагогу, по меньшей мере, предупреждение о недопустимости подобного поведения. Намного сложней ситуация с обществоведческими, гуманитарными дисциплинами, которые еще не встали в русло точных дисциплин, в основании которых лежат реальные научные результаты, а не гипотетические рассуждения и разнообразные точки зрения. Именно поэтому при оценивании учеников-гуманитариев по отдельным «расплывчатым» предметам следует принудительно задавать жесткие «правила игры», ставящие преподавателя в определенные и достаточно узкие рамки.
Построим тривиальную математическую модель педагогического оценочного пространства. Речь пойдет об обычных ученических оценках (школьных, вузовских…), кстати, имеющих юридическое значение, поскольку есть соответствующее законодательство, выдаются аттестаты и дипломы государственного образца, возникают определенные правовые отношения, юридическая ответственность, например, за подделку диплома – негативная юридическая ответственность, связанная с уголовно-правовыми санкциями и т.д.
Пусть дано: х - количество правильно решенных задач по дисциплине, например, математике, физике, гражданскому или уголовному праву и т.п.; у - оценка количества и качества решенных задач в баллах от двух до пяти. То есть игрек (у) каким-то заданным функциональным образом связан с икс (х). Допустим, что значения игрек связаны со значениями икс линейной функцией вида: у=2+bx при b=1, что часто встречается на практике. Тогда получим:
Таблица №1 к графику №1.
№/№
х
у
1
0
2
(2+1)=3
3
(2+2)=4
4
(2+3)=5
Интерпретация данной оценочной модели проста и очевидна. Если не решено ни одной задачи, то оцениваемый получает 2 балла (в данном случае минимально возможная оценка). Правильно решив одну задачу оцениваемый получает соответственно три балла, две задачи – четыре балла, три – пять баллов. Конечно, подобная зависимость может быть и иного рода, в том числе с непрерывными значениями оценки с последующим округлением ее значений, и учетом частей решенных задач, в нелинейной форме с добавлением или убавлением констант, например, балл плюс или балл минус за оформление работы и т.д. Это уже дело вкуса преподавателя или людей (должностных лиц), имеющих соответствующий статус, и задающих более или менее строгий порядок оценивания. Но в любом случае в отношениях сторон существенно снижается неопределенность, поскольку заданы правила игры. Оцениваемый и оценщик неплохо понимают друг друга и их ожидания более или менее согласованы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32